• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Теория языка

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 234

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и помнит определение слоговых границ конкретного слова
  • Знает морфологические техники
  • Знает различие между лексемой и словоформой
  • Знает различие между фонемой, звуком, звукотипом
  • Знать, как охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Может дать определение и описать типы редупликации
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Может дать определение “трансфикса”
  • Может дать примеры неполной интеграции клитик
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Умеет дать артикуляционную характеристику конкретному звуку
  • Умеет дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Умеет дать определение “акустических ключей” звука
  • Умеет описать типы интонационных контуров конкретного высказывания
  • Умеет определить слово по динамической спектрограмме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Звуковые средства языка
  • Артикуляционная фонетика
  • Акустическая фонетика
  • Перцептивная фонетика
  • Слог
  • Фразовая и словесная просодия
  • Фонология
  • Фонетическая типология
  • Лексема и словоформа
  • Клитики
  • Слово
  • Позиционная типология морфем. Морфологические техники
  • Несегментная морфология и алломорфия
  • Алломорфия
  • Словоизменение
  • Словообразование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен (4 модуль 2022/2023)
    Экзамен проводится в смешанной устной и письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность демонстрировать экран, микрофон, динамики. Для участия в экзамене студент обязан включить динамики и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться друг с другом, использовать учебники. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любым текстовым редактором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента не более 60 минут, сопровождающееся предупреждением экзаменатора об отсутствии и его причинах по электронной почте. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента более 60 минут либо отсутствие студента более 30 минут без предупреждения и/или без объяснения, направленных экзаменатору по электронной почте заранее или в первой половине периода отсутствия. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Вопросы к экзамену вы-сылаются студентам не позже, чем за 2 недели до экзамена. Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаме-национных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением экзамена-ционного задания
  • неблокирующий Контрольная работа 1 (2022/2023)
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Контрольная работа 2 (2022/2023)
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Домашнее задание (2022/2023)
  • неблокирующий Письменные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения 1 модуль 2023/2024)
    При досдаче заданий позже, чем через неделю после срока, оценка снижается на балл, позже, чем за три недели – на три балла. Вес каждой работы в итоговой оценке устанавливает преподаватель в начале курса.
  • неблокирующий Экзамен по морфологии (1 модуль 2023/2024)
    Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаменационных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением задания по морфологическому анализу неизвестного языка. Экзамен проводится в форме письменной работы. Работа включает в себя анализ примеров и заполнение лакун в интерпретации примеров на основании пройденного материала. Дополнительные задачи предлагаются в ходе экзамена после решения основных заданий.
  • неблокирующий Экзамен по семантике (2 модуль 2023/2024)
  • неблокирующий От 6 до 9 домашних заданий по семантике с равным весом (2 модуль 2023/2024)
    Одна домашняя работа с самой низкой оценкой не учитывается
  • неблокирующий Контрольные по синтаксису (3 модуль 2023/2024)
    При невозможности офлайн-проведения во втором модуле часть работ могут быть перенесены на третий модуль - с сохранением учёта оценок в качестве контрольных второго модуля.
  • неблокирующий Экзамен по синтаксису (3 модуль 2023/2024)
    Экзамен состоит из двух частей, которые оцениваются независимо. Вес каждой части в итоговой оценки по экзамену – 50%. Первая часть включает выполнение письменных заданий. Вторая часть проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится очно, но при наличии уважительной причины разрешается проведение экзамена онлайн. При вынужденном проведении экзамена онлайн устно проводиться могут обе части. Следующие правила определяют вынужденное проведение экзамена на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена или вывешенному для общего пользования студентов. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время ответа студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, презентациями, литературой и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студенту может быть отказано в продолжении участия в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Активность на семинарах по русскому синтаксису (4 модуль 2023/2024)
  • блокирующий Экзамен по русскому синтаксису (4 модуль 2023/2024)
    Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
  • неблокирующий 2-3 домашних задания по русскому синтаксису (4 модуль 2023/2024)
  • неблокирующий Контрольная работа по русскому синтаксису (4 модуль 2023/2024)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания: экзамен * 0.32 + Контрольная работа 1 * 0.29 + Контрольная работа 2 * 0.29 + Домашние задания * 0.1
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    Автомат выставляется как среднее за оценки всего текущего контроля, но не более семи баллов. Формула оценивания: письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения) * 0.7 + экзамен по морфологии * 0.3. При отказе от автомата либо при неудовлетворительной средней суммарной оценке за текущий контроль студент сдает экзамен. Оценка выше 8 возможна только при условии выполнения в ходе курса дополнительного задания по глоссированию, и только при решении дополнительных задач.
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Формула оценивания: экзамен по семантике * 0.37 + от шести до девяти домашних заданий по семантике с равным весом * 0.63
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Формула оценивания: контрольные работы по синтаксису * 0.4 + экзамен по синтаксису * 0.6
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания: Активность на семинарах по русскому синтаксису * 0.15 + Экзамен по русскому синтаксису * 0.35 + 2-3 домашних задания по русскому синтаксису * 0.3 + Контрольная работа по русскому синтаксису * 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, , 2011
  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2012
  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2013
  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Малышева, Е. Г. Фонетика : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — Москва : ФЛИНТА, 2012. — 64 с. — ISBN 978-5-9765-1249-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13021 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.