• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческая оценка преподавания

Цели СОП, использование результатов

Как СОП помогает в усовершенствовании преподавания?

Подсказывает, какие методики преподавания были успешными, а над какими стоит поработать. СОП — хороший способ проверить собственные гипотезы при разработке новых учебных материалов, при выстраивании новых форматов работы со студентами и в целом при проведении преподавательских экспериментов

Показывает интересные для студентов темы и разделы дисциплин. Студенты не только оценивают новизну курса в целом, но и часто комментируют содержание курса, его связь с остальными дисциплинами образовательной программы. Поэтому вы можете пользоваться этими данными при обновлении программ учебных дисциплин и учебных материалов, при общении с коллегами, которые формируют пре- и пост-реквизиты для ваших дисциплин

Помогает спроектировать удачные элементы контроля и настроить оптимальную сложность всего курса и занятий по нему. В критерии СОП входит оценка сложности курса, с помощью которой можно понять среднюю нагрузку студентов во время прохождения дисциплины. А комментарии студентов помогают детально уточнить направления для развития элементов контроля — например, увеличить время на подготовку к некоторым заданиям или, наоборот, ужесточить требования к оценке нескольких видов работ

Позволяет оценить свою преподавательскую деятельность в динамике. СОП — это инструмент с многолетней историей, а еще — возможность держать руку на пульсе. Данные количественных оценок и комментариев помогают понять, что вы движетесь в правильном направлении, или подсвечивают проблемные моменты и точки роста, если что-то вдруг идет не так

Должны ли студенты иметь возможность оценивать преподавателей?

Да, студенты должны иметь возможность оценивать преподавателей, так как это может помочь улучшить качество образования и усовершенствовать преподавательскую практику. Обратная связь от студентов может предоставить важную информацию о том, как преподаватель может улучшить свои знания и навыки, а также как он может более эффективно влиять на студентов. Однако обратная связь должна быть доступной, анонимной и честной, чтобы студенты чувствовали себя комфортно при ее предоставлении.

ChatGPT 3.5
Нейросеть (из беседы с изданием
«Окна роста»)

Как используются результаты СОП?

1. В вашей самостоятельной работе с обратной связью от студентов

Анализ оценок, в том числе по отдельным критериям, чтение комментариев и осмысление предложений, которые студенты написали там в отношении содержания дисциплины или манеры преподавания — основание для корректировок, а порой и радикального изменения того или иного учебного курса при следующей его реализации. Обычно преподаватели получают оценки в течение пары недель после завершения учебного периода (включая сессию).

Каждый год я просматриваю и анализирую баллы СОП, но гораздо внимательнее я смотрю на развернутые ответы и мнения студентов. Именно они оказываются наиболее полезны для достраивания или перекройки учебного курса. При этом я стараюсь принимать во внимание частотность тех или иных мнений. Чем чаще отзыв, совет или пожелание повторяется, тем выше его ценность для меня и тем с большей вероятностью я приму решение что-либо поменять в своем курсе. На единичные негативные отзывы я смотрю серьезно, только если в них есть хотя бы какие-либо аргументы. Если студент просто пишет, что ему «не понравились лекции», и не объясняет почему, доверия к такому отзыву в разы меньше. В конце концов, в университете мы учим аргументировать свою позицию и обосновывать свои суждения, даже если они носят оценочный характер.

Вдовин Алексей Владимирович
Школа филологических наук: Доцент (из материала для университетского издания
«Окна роста»)

Почти все отзывы так или иначе полезны. Одни упоминают о конкретных моментах, которые зацепили или, наоборот, не очень зацепили, другие просто улучшают настроение. Когда читаешь, что в субботу в 9 утра ребята самоотверженно и с удовольствием приходят на пару, понимаешь, что вот оно — признание! Ну а когда вспоминаешь про отзыв со словом «Есауlove», хочешь не хочешь улыбаешься. Для меня СОП — хорошая возможность получить фидбэк от студентов и выпускников. В прошедшие два года это было особенно важно. Приходилось преподавать в постоянно меняющихся условиях, так что не всегда до конца понимаешь, насколько хорошо у тебя это получается

Есаулов Даниил Михайлович
Международный институт экономики и финансов: Приглашенный преподаватель
(из материала для издания
«Вышка для своих»)


 

2. При проведении различных конкурсных процедур

  • Конкурс ППС. Оценки СОП являются одним из ключевых критериев конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Минимальный годовой средний балл для прохождения Конкурса ППС для академической и практико-ориентированной траекторий — 3 балла, а для образовательно-методической траектории — значительно выше и конкретизируется факультетом (обычно на уровне 4,3–4,7 баллов).
  • Повторный прием преподавателей-совместителей. Данные СОП используются и в этой процедуре — по правилам, аналогичным конкурсу ППС. 
  • Мониторинг эффективности работы тьюторов. Результаты СОП являются обязательными данными и для прохождения мониторинга эффективности работы тьюторов, также по правилам, аналогичным конкурсу ППС. Подробнее о мониторинге и использовании там результатов СОП можно прочитать по ссылке
Статистика прохождения преподавателями трtх конкурсов ППС в разрезе среднего балла СОП
Статистика прохождения преподавателями трtх конкурсов ППС в разрезе среднего балла СОП
Из данных конкурса ППС в 2020-2021 гг.

3. При планировании нагрузки на департаментах и кафедрах

Результаты студенческой оценки преподавания учитываются при организации нагрузки на будущий учебный год. Руководство департаментов решает, какие дисциплины будут закреплены за преподавателями, на каких образовательных программах и для каких курсов и групп они будут преподаваться.

СОП в Школе иностранных языков глубоко встроена в бизнес-процессы и кадровую работу. У нас существует собственная кадровая комиссия, которая разрабатывает критерии оценки преподавательского мастерства вплоть до оценки занятий, мы создаем критерии к конкурсу ППС и мониторингу эффективности тьюторов, а еще мы регулярно ходим на занятия к собственным преподавателям. В каждом из этих процессов мы используем СОП в первую очередь для того, чтобы зафиксировать моменты, требующие корректировки — комментарии студентов часто показывают нам возможные проблемы в коммуникации, в проведении занятий, в оценке элементов контроля. И хотя обратная связь не всегда дает полную информацию о происходящем на курсе, мы научились применять результаты анкетирования более глобально. 

Наконец, СОП — это важный инструмент, чтобы научиться давать обратную связь и в целом вести деловое общение. Мы всегда тщательно обсуждаем возможные изменения со студентами и реагируем на любое конструктивное изложение проблем — но показываем, что сложности решаются не только и не столько снятием нагрузки и уж тем более увольнением преподавателя, а, возможно, методической и коммуникационной поддержкой преподавателя и  группы. Я верю, что такой наш подход учит студентов быть конструктивными и конкретными.

Колесникова Екатерина Алексеевна
Руководитель Школы иностранных языков

Мы тщательно работаем с данными СОП на всех стадиях принятия кадровых решений. После каждой из волн анкеты мы дополнительно сортируем и визуализируем данные оценок и комментариев, обучаем преподавателей работе с этими оценками и их интерпретации. Когда результаты приходят преподавателям, мы обсуждаем с ними возможные изменения и направления для развития — и эта опция открыта в том числе для тех, у кого могут быть высокие оценки.

Наконец, данные СОП очень помогают нам не просто решать текущие проблемы, а развиваться самим и создавать что-то новое. Мы подробно анализируем оценки и комментарии по дисциплинам и преподавателям, чтобы создавать новые курсы (в том числе в онлайн-формате) и учитывать все пожелания студентов по тому, какие темы нужно в них раскрывать и каких крутых преподавателей можно туда позвать.

Соколов Евгений Андреевич
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска

 

В любом случае ультимативно действует правило трех баллов:

Правило 3-х баллов по СОП:
Преподаватель не допускается к проведению аудиторных занятий по дисциплине в следующем учебном году, если его средняя оценка в СОП по данной дисциплине в текущем году составила менее 3-х баллов.
Тем не менее, существует возможность исключения из этого правила, если результат ниже 3-х баллов получен однократно — для этого необходимо направить на имя первого проректора, осуществляющего руководство образовательной деятельностью НИУ ВШЭ, два документа
в СЭД

  1. Объяснительную записку от преподавателя с описанием возможных причин полученных низких оценок.
  2. Служебную записку, где необходимо в рамках совместного заявления академического руководителя образовательной программы и руководителя департамента предложить сохранить нагрузку за преподавателем, но предъявить перечень мер, которые предпримут департамент и ОП для недопущения нарушения данного пункта в будущем.

Первый проректор будет принимать итоговое решение на основании представленных документов.

Если же результат ниже 3-х баллов получен дважды (т.е. один раз исключение уже использовано), то замена преподавателя обязательна, возможности исключения не предусмотрено.

Статистика использования правила 3-х баллов за 2018–2021 учебные годы
Статистика использования правила 3-х баллов за 2018–2021 учебные годы
Центр внутреннего мониторинга

4. При проектировании учебных планов образовательных программ

СОП используется академическими руководителями при обновлении учебных планов на следующий учебный год. При помощи результатов оценки дисциплин и преподавателей, а также ответов студентов на открытые вопросы об организации учебного процесса академические руководители программ понимают, какие дисциплины будут содержаться в учебном плане программы, в каком порядке и на каких курсах они будут вестись, что должны содержать программы этих учебных дисциплин и как они должны быть связаны друг с другом.

Руководство образовательных программ по результатам студенческой оценки преподавания должно понимать, насколько успешно идут те или иные дисциплины, и что в их программах необходимо модифицировать.

Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор НИУ ВШЭ (из интервью для портала НИУ ВШЭ)

Для преподавателей и академических руководителей СОП предоставляет ценную информацию при проектировании программы. Можно ориентироваться и на комментарии, и на оценки студентов по дисциплине, можно посмотреть, какие результаты получали преподаватели, ведущие эту дисциплину. Конечно, возможны искажения, но оценки ниже трех баллов точно должны насторожить. А если у дисциплины есть «знаки отличия», то это хороший аргумент для ее включения в РУП.

Лытаева Мария Александровна

Глава комиссии Ученого совета НИУ ВШЭ по основным образовательным программам, академический руководитель ОП «Педагогическое образование»

5. При определении списка лучших дисциплин

СОП — это не только ограничительный критерий, но и инструмент для поощрений и оценки собственного прогресса. И если преподавательские оценки помогают вам лично анализировать собственное развитие, то оценки дисциплин, получивших за предыдущий учебный год максимальные баллы СОП, становятся доступны всем студентам на странице с учебными курсами. Это помогает оценить и продемонстрировать Urbi et Orbi свой прогресс как преподавателя и методиста.

Пример дисциплины, получившей пометку «Лучшая по...» в результате СОП
Пример дисциплины, получившей пометку «Лучшая по...» в результате СОП
Сайт НИУ ВШЭ

СОП позволяет решить сразу несколько задач наименее болезненным для этого образом: администрация университета получает данные о качестве того или иного курса и удовлетворенности студентов обучением в университете; у студентов появляется инструмент обратной связи, что при эффективном его использовании позволяет обеспечить необходимый уровень лояльности и кооперативности в сообществе; сами преподаватели получают возможность узнать, как работают конкретные элементы дисциплин, которые мало интересны руководителям программ и деканам, но важны для самих преподавателей. Универсальная и анонимная, студенческая оценка преподавания оказывается прекрасным и незаменимым инструментом для анализа происходящего в учебном процессе

Стародубцев Андрей Владимирович
Доцент и экс-декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения (из его авторской колонки для издания
«Окна роста»)