Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Какие вызовы ждут новых специалистов рынка ценных бумаг

7 июня Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ в рамках серии дискуссий «Форсайт финансовых профессий» провела круглый стол на тему «Специалист рынка ценных бумаг». Обсудить актуальные вопросы подготовки кадров в вузах и профессионально-общественной аккредитации специалистов собрались представители университетов, финансовых институтов и бизнес-структур.

Основной задачей круглого стола было выявить расхождения между ожиданиями работодателей относительно навыков и знаний молодых специалистов и уровнем подготовки выпускников. Разрабатываемые в настоящее время профессиональные стандарты для аккредитации специалистов финансового рынка также оставляют много вопросов, причем для всех участников сферы финансов.

Профессор Школы финансов ВШЭ и руководитель магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты» Тамара Теплова отметила необходимость добавлять в образовательные программы практико-ориентированные блоки, так как «студенты хотят получать знания ближе к практике и сегодня с Excel уже делать нечего — нужно знать языки программирования». Однако вузу без обратной связи от работодателей, сложно определить, что именно нужно выпускнику на конкретном этапе развития рынка. Вот почему желательно, чтобы представители работодателей принимали участие в формировании образовательных программ, а также вели проектные семинары.

Чему учить студентов

Представители финансовых институтов (на круглом столе выступали сотрудники Банка России, инвестиционной компании «Фридом Финанс», ПАО «Московская биржа», МФД-ИнфоЦентр и других организаций) считают, что зачастую молодым специалистам не хватает практических навыков, например, по работе с новейшим программным обеспечением, а также коммуникационных способностей. Помимо этого эксперты отмечают у выпускников недостаток комплексного понимания работы финансового рынка.

Так, заместитель директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Владимир Таможников, выступавший с позиций регулятора отрасли и работодателя, отметил, что выпускникам не достает интегрированного видения работы всего механизма фондового рынка, но при этом они обладают хорошими знаниями об инструментах как таковых. Чтобы восполнить этот пробел, молодые специалисты, только пришедшие в компанию, либо проходят тренинги, либо к ним прикрепляют кто-то из старших сотрудников для обучения специфике работы и передачи опыта. Между тем Денис Жуков, представляющий Deloitte, считает, что главное, чтобы у выпускников было хорошее базовое образование и обязательное знание английского языка, а дальше работодатель уже сам «заточит» сотрудника под свои нужды.

Только экономист, обладающий широким кругом знаний, способен проанализировать ситуацию и сформулировать задачу программисту для выработки конкретного решения

На круглом столе обсуждался вопрос о включении в образовательные программы финансистов курсов по изучению языков программирования. С одной стороны, без знания методов анализа больших данных, а также основ программирования специалисту рынка ценных бумаг сегодня не преуспеть. Однако доцент Школы финансов ВШЭ и управляющий партнер Института экспериментальной экономики и финансов МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Булгаков считает, что не нужно из экономистов делать программистов. Только экономист, обладающий широким кругом знаний, способен проанализировать ситуацию и сформулировать задачу программисту для выработки конкретного решения. По его мнению, специалисты финансового рынка должны знать, какие есть инструменты, но самим уметь программировать им необязательно.

Профессиональная аккредитация: вред или польза?

При обсуждении вопроса профессионально-общественной аккредитации, а также получения международных сертификатов типа CFA экспертам не удалось прийти к единому мнению. Председатель совета межрегиональной общественной организации «Союз потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков заявил, что его беспокоит ситуация, когда система профстандартов становится «очень тяжелой и дорогой», так как окончательная стоимость аккредитации ложится на плечи потребителей. По его мнению, целесообразность введения обязательной аккредитации, которая настолько утяжелит финансовый рынок, спорна.

Причиной введения аккредитации является недовольство работодателей качеством выпускников, считает заведующий кафедрой финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко. Введение обязательной аккредитации может резко снизить значимость выпускных экзаменов в вузе, в то же время рынком будут двигать бюрократические, формальные требования. По данным профессора Корищенко, «кадровики» уже получили распоряжение пересмотреть все должностные инструкции и названия должностей и привести их в соответствие с профстандартом.

Между тем Тамара Теплова выразила беспокойство в связи с появившимся и набирающим популярность у выпускников институтом финансовых консультантов. По ее мнению, для профильных вузов в этой ситуации возникают репутационные риски, так как не каждый молодой специалист способен осознавать всю ответственность, связанную с консультированием частного инвестора. И в этом отношении профессионально-общественная аккредитация могла бы быть полезной.

Проблема состоит в том, что в России насаждение профессиональных стандартов началось не с того конца

По словам Владимира Таможникова, в настоящее время Банк России дорабатывает систему квалификаций по финансовым специальностям. Но проблема состоит в том, что в России насаждение профессиональных стандартов началось не с того конца. В мировой практике существует так называемая пирамида, где основанием являются формализованные ожидания регулятора относительно ролей всех участников финансового рынка по секторам. Этот пласт дает полное понимание о комплексной работе рынка. Далее следует второй пласт пирамиды (применяется в меньшом количестве стран), когда в добровольном порядке специалисты могут пройти тест на соответствие этим ожиданиям регулятора, то есть доказать свою профпригодность. И верхушка пирамиды — это чувствительные профессии, те, которые могут нанести вред потребителю, поэтому, чтобы заниматься ими, нужна обязательная сертификация. Список таких профессий определяется Банком России. Так вот в России начали насаждать обязательную аккредитацию, не имея фундаментальной основы, то есть первых двух пластов в основании, считает эксперт.

Что касается сертификатов типа CFA, то, по мнению Владимира Таможникова, это «имиджевая штука, образовательный сигнал для профессионального сообщества». В России пока только разрабатывается подобного рода профессиональная сертификация, которая была бы признана на мировом уровне, однако здесь необходимо учитывать языковой фактор, так как все международные сертификаты сдаются на английском языке.

Кроме того, концепция CFA заключается в том, что специалист проходит такую сертификацию, уже имея за плечами опыт профессиональной деятельности. Поэтому, как считает Денис Жуков, введение курса по подготовке к CFA в рамках образовательной программы вуза будет, во-первых, противоречить основной концепции сертификата, а, во-вторых, сузит специализацию выпускника до конкретного сектора.

Подводя итоги круглого стола, его организатор, руководитель Школы финансов ВШЭ Ирина Ивашковская подчеркнула, что будущее профессии связано с созданием новых механизмов для роста рынков, новых финансовых инструментов, поэтому роль интеграторов в профессии будет расти. «Необходима и интеграция с ведущими регулятивными и бизнес-структурами», — добавила Ирина Ивашковская. На площадке Школы финансов ВШЭ будут проводиться новые встречи для выработки конкретных шагов по профессиональной аккредитации и актуализации образовательных программ в вузах.