• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности коммуникации и совместной деятельности с незрячими и слабовидящими людьми

24 ноября 2022 года Екатерина Долгова, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции, приняла участие в качестве докладчика на тренинге по пониманию культуры инвалидности незрячих и слабовидящих людей Школы социального волонтёра — проекта, организованного Российской государственной библиотекой для молодёжи и волонтёрским движением «More Energy».

Фото предоставлено Антоном Дониковым (Музей современного искусства «Гараж»)

Фото предоставлено Антоном Дониковым (Музей современного искусства «Гараж»)

Цикл занятий «Школы социального волонтера» направлен на развитие знания и навыка общения с разными категориями людей, в том числе с людьми с различными формами инвалидности. В рамках четвертой встречи «Особенности коммуникации и совместной деятельности с незрячими и слабовидящими людьми», организованной в зале визуальных искусств РГБМ, состоялся мастер-класс от Евгения Малышко и Екатерины Долговой, посвящённый пониманию инвалидности по зрению и разным аспектам жизни в обществе незрячих и слабовидящих людей. 

Евгения Малышко, коуч, автор инклюзивных программ, незрячий гид, провела треннинг об особенностях восприятия людей с инвалидностью по зрению в зависимости от степени его потери, развеяла сложившиеся стереотипы и мифы относительно незрячих людей, а также рассказала о правилах культуры общения и взаимодействия с незрячими и слабовидящими людьми. В свою очередь, Екатерина Долгова рассказала о возможностях культурного досуга, а именно о том, что музей может предложить незрячим и слабовидящим посетителям, каким образом проходит их социокультурная адаптация с помощью вспомогательных технологий, которые задействуют аудиальные и тактильные каналы восприятия. Евгения и Екатерина отметили, что сообщество незрячих гетерогенно, но именно музей предстает «третьим местом», где посетители с инвалидностью по зрению не хотят быть подвержены стигматизации, а также в настоящее время приобретают возможность выступать в качестве экспертов в институциях и реализовывать на их базе культурные проекты. 

В завершении мастер-класса участникам было предложено решить три различных кейса, где было необходимо использовать полученные знания относительно особенностей коммуникации и взаимодействия с незрячими людьми. Будущим волонтерам были даны карточки с описанием трёх разных ситуаций, при которых незрячий человек решил посетить музей. В ходе решения кейсов состоялась насыщенная дискуссия, на которой участники активно применили полученные знания и разработали грамотную последовательность действий для всех трех случаев в зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего, собаки-проводника, количества незрячих посетителей. Опыт данный встречи демонстрирует актуальность знания об инвалидности и подогревает инклюзивный дискурс в повседневной жизни.