• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инклюзивный потенциал современной школы

Главный научный сотрудник МЛ ИСИ Мария Козлова приняла участие в экспертном семинаре, посвященном развитию инклюзивного образования в России 23 декабря 2022 г. в рамках проекта «Анализ состояния инклюзивности в РФ в части реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин» Счетная палата Российской Федерации провела экспертный семинар на тему «Инклюзивный потенциал современной школы», где обсуждались вопросы развития инклюзивного образования. 

Инклюзивный потенциал современной школы

Photo by Dragos Gontariu on Unsplash

Мария Козлова выступила с докладом «Образование, чувствительное к культуре, в учебном плане и образовательных практиках». В докладе, в частности, отмечалось, что в российском образовательном пространстве в отношении культурных меньшинств преобладает ассимиляционистская стратегия, в основе которой лежат моральные нормы группового закрытия и гомогенизации и бэкграунд культурализма как реификации этничности. Все эти компоненты фундамента ассимиляционизма прослеживаются как в дискурсах и практиках школьных учителей, так и в нормативных моделях, транслируемых учебной программой и литературой. Заметный тренд в этом отношении представляет «патологизация» детей, имеющих миграционный опыт, работающая на поддержание иерархических социальных порядков путем «создания неспособности» детей. Приписывание детям из семей, имеющих миграционный опыт, траектории специального образования отражает как существующее неравенство (сегрегация определенных групп учащихся), так и новые тенденции (использование специального образования для ассимиляции учащихся-мигрантов). Таким образом, за фасадом сложившихся стратегий инклюзии, направленных, в первую очередь, на выявление, классификацию и категоризацию различий внутри школьного коллектива, поддерживаемых риторикой «особых потребностей» и индивидуальных «дефицитов», скрывается концепция гомогенности образовательной среды и достижения определенных стандартов отдельным учеником, что противоречит ценностно-целевому аспекту политики десегрегации, равенства и инклюзии. 

В работе семинара  приняли участие Алехина Светлана Владимировна, директор Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук с докладом «Концепция инклюзивной школы», Савинская Ольга Борисовна, академический директор аспирантской школы по социологическим наукам, НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук с докладом «Гендерное измерение инклюзии в STEM: стереотипы и стратегии преодоления», Афонина Мария Александровна, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж». Модерировала встречу Чернова Жанна Владимировна, доктор социологических наук, ведущий эксперт Департамента исследований и методологии Счетной палаты Российской Федерации.  

Завершила встречу экспертная дискуссия, позволившая отметить ключевые болевые точки развития инклюзивного образования в РФ от недостаточности методической подготовки учителей инклюзивных школ до несформированности ценности инклюзии в российском обществе в целом.