Паспорт образовательной программы
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
Нет
2 года 
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Коммуникации в государственных структурах и НКО
КОР-1 Умеет разрабатывать и реализовывать лоббистские кампании в интересах бизнеса и НКО;
КОР-2 Умеет анализировать нормативно-правовые акты на предмет соответствия интересам бизнеса и НКО;
КОР-3 Умеет разрабатывать и реализовывать фандрайзинговые кампании в интересах НКО;
КОР-4 Владеет навыками сопровождения публичной деятельности органов власти и НКО;
КОР-5 Умеет организовывать внутренние коммуникации в органах государственной власти, GR-департаментах коммерческих структур и НКО.
Профессиональные компетенции:
ПК-1 Способен создавать каналы внутренней коммуникации (корпоративные СМИ, коммуникационные программы и мероприятия по созданию и продвижению внутренних ценностей организации) и оптимизировать их работу;
ПК-2 Способен проводить сравнительный анализ возможностей различных медиа-каналов для выхода на аудиторию с использованием наиболее подходящих медиа-носителей;
ПК-3 Способен составлять аналитические справки, экспертные заключения, отчеты, обзоры и прогнозы на основе результатов анализа коммуникационной среды;
ПК-4 Способен к созданию и анализу текстов в PR и рекламе;
ПК-5 Способен обрабатывать данные с целью построения коммуникационной кампании, в том числе используя специальное программное обеспечение;
ПК-6 Способен консультировать по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью;
ПК-7 Способен проводить исследования общественной среды и общественного мнения, анализировать полученные данные и формулировать предложения по оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью фирмы.
Выпускники программы обладают набором компетенций, позволяющих им выстраивать коммуникационные процессы между государственными структурами, некоммерческими организациями и бизнесами, взаимодействующими с ними.
Сформированные у выпускников компетенции позволяют им работать в:
- органах государственной власти и местного самоуправления;
- аппаратах политических партий;
- агентствах по связям с общественностью и государственными органами;
- благотворительных фондах;
- подразделениях по маркетингу и рекламе в коммерческих компаниях;
- подразделениях по внешним связям и службах протоколов международных и наднациональных организаций;
- секретариатах лиц, занимающих государственные должности в РФ;
- аналитических и консалтинговых центрах.
Учебный план состоит из нескольких модулей:
Модуль «Ключевые семинары»
-
Семинар наставника «Практикум взаимодействия государства с бизнесом»сопровождает студентов на протяжении всего периода обучения в магистратуре. Дисциплина направлена на развитие у студентов ключевых мягких навыков, необходимых для профессиональной деятельности в публичной сфере: стратегического мышления, командной работы, проектного менеджмента и самопрезентации. В рамках дисциплины индустриальный наставник программы помогает магистрантам определить перспективные направления индивидуального карьерного развития и адаптировать обучение под выбранную траекторию. Отдельные занятия проводятся в формате встреч с приглашенными экспертами – представителями PR- и GR-подразделений крупных компаний и фондов, руководителями пресс-служб государственных органов, политическими деятелями.
-
Научно-исследовательский семинар направлен на обучение студентов применению исследовательского инструментария для решения практических задач в сфере публичных коммуникаций. Особое внимание уделяется проектированию прикладных исследований в интересах государственных структур, НКО и бизнеса, ориентированного на взаимодействие с ними. Студенты учатся выстраивать дизайн исследования и подбирать релевантные методы (качественные и количественные), а также интерпретировать результаты для их последующего применения в управлении коммуникациями. В рамках семинара оказывается методическая поддержка студентов при подготовке проектов Мастерских и выпускных квалификационных работ.
Модуль «Практика» - Проект «Мастерские» является ключевым блоком практической подготовки и подразумевает групповую работу студентов над проектными заданиями от государственных структур, НКО или бизнеса. В течение двух лет магистранты проходят все этапы проектного цикла: определение проблемы, постановка цели, подготовка аналитических материалов, разработка комплексного решения, презентация результатов. Работа студентов над проектами осуществляется под наставничеством представителей организаций-заказчиков, ведущих профессионалов индустрии – руководителей GR-направлений бизнес-компаний, опытных PR-специалистов, руководителей благотворительных фондов и фандрайзеров. Наставники Мастерских погружают студентов в отраслевую специфику, внутренние процессы организаций, привлекают к участию в профильных мероприятиях, что способствует сближению с профессиональным сообществом. Результат каждого проекта – актуальная для заказчика стратегия по взаимодействию с органами власти, проект коммуникационной кампании для внедрения законопроекта, фандрайзинговая стратегия, коммуникационная стратегии для привлечения целевой аудитории и пр.
- Прикладной проект предполагает подготовку студентами решения конкретной коммуникационной задачи в интересах партнерской организации. Проект подразумевает групповой формат работы и ориентирован на практическое применение студентами освоенных в рамках обучения инструментов.
Модуль «Major» (или профессиональный модуль)
На обязательных дисциплинах студенты:
- Формируют понимание институциональной и нормативной специфики коммуникаций в государственном и некоммерческом секторе, включая особенности подотчетности, регламентации, публичности и взаимодействия с гражданским обществом;
- Осваивают ключевые коммуникационные инструменты, применяемые в государственном управлении и при реализации социально-ориентированных инициатив – от анализа стейкхолдеров до разработки коммуникационных стратегий и планов кампаний;
- Разбираются в структуре и функциях коммуникационных подразделений государственных и некоммерческих структур, научатся формулировать задачи и ожидания внутри организаций и выстраивать эффективное взаимодействие с внешними аудиториями;
- Овладевают методами проведения прикладных исследований в области коммуникаций – от проектирования дизайна собственных исследований в интересах индустрии до сбора, обработки и анализа полученных данных;
- Развивают навыки проектной работы и презентации результатов, а также научатся управлять собственными и коллективными ресурсами при реализации коммуникационных инициатив.
Обязательные дисциплины:
●Введение в политические коммуникации;
●Современная российская политика: институты, процессы и акторы;
●Качественные методы в коммуникациях;
●Количественные методы в коммуникациях;
●Проектирование коммуникационной стратегии;
●Основы дата-ориентированных коммуникаций;
●Введение в GR: теория взаимодействия государства и бизнеса;
●Структурирование законодательных инициатив и нормативно-правовых актов;
●GR и лоббизм в России: от теории к практике стратегического GR
●Отраслевой GR и PR;
●Международный лоббизм;
●Управление интегрированными коммуникационными кампаниями в НКО;
●НКО вне благотворительности: экспертные и отраслевые объединения в экономике и политике;
●Цифровые коммуникации для государства и НКО;
●Законотворческий процесс;
●Спичрайтинг и принципы эффективных коммуникационных сообщений.
Дисциплины по выбору позволяют студентам углубить знания и развить компетенции в сфере коммуникаций в соответствии с индивидуальной профессиональной траекторией и карьерными целями. Курсы охватывают широкий спектр прикладных направлений в области коммуникаций, а также раскрывают особенности коммуникаций в специфических секторах: здравоохранении, городской среде, избирательной сфере.
Дисциплины по выбору:
●Событийный менеджмент;
●Репутационный менеджмент;
●Антикризисные коммуникации;
●Фандрайзинг в некоммерческом секторе;
●Цифровизация государственного управления и экономика данных;
●Нормативное сопровождение бизнеса за рубежом;
●Государственные закупки и грантовая поддержка: от заявки до реализации;
●Корпоративная социальная ответственность и взаимодействие с государством;
●Коммуникации в здравоохранении;
●Коммуникации в городской среде;
●Электоральные коммуникации и политический консалтинг.
Модуль «МагоЛего»
Модуль «МагоЛего» дает студентам возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать индивидуальный учебный план. В данном модуле студенты выбирают дисциплины из общеуниверситетского пула, соответствующие их индивидуальной образовательной траектории.
Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА)
Модуль позволяет оценить результаты освоения студентом образовательной программы. В рамках модуля ГИА студенты защищают выпускную квалификационную работу проектного или научно-исследовательского типа. Работы выполняются индивидуально или в групповом формате.
2024/2025 учебный год
Коммуникации в государственных структурах и НКО
КОР-2 Умеет анализировать нормативно-правовые акты на предмет соответствия интересам бизнеса и НКО
КОР-3 Умеет разрабатывать и реализовывать фандрайзинговые кампании в интересах НКО
КОР-4 Владеет навыками сопровождения публичной деятельности органов власти и НКО
КОР-5 Умеет организовывать внутренние коммуникации в органах государственной власти, GR-департаментах коммерческих структур и НКО
|
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) | |
|
Код компетенции |
Наименование компетенции |
|
ПК-1 |
Способен создавать каналы внутренней коммуникации (корпоративные СМИ, коммуникационные программы и мероприятия по созданию и продвижению внутренних ценностей организации) и оптимизировать их работу |
|
ПК-2 |
Способен проводить сравнительный анализ возможностей различных медиа-каналов для выхода на аудиторию с использованием наиболее подходящих медиа-носителей. |
|
ПК-3 |
Способен составлять аналитические справки, экспертные заключения, отчеты, обзоры и прогнозы на основе результатов анализа коммуникационной среды. |
|
ПК-4 |
Способен к созданию и анализу текстов в PR и рекламе. |
|
ПК-5 |
Способен обрабатывать данные, с целью построения коммуникационной кампании, в том числе используя специальное программное обеспечение. |
|
ПК-6 |
Способен консультировать по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью. |
|
ПК-7 |
Способен проводить исследования общественной среды и общественного мнения, анализировать полученные данные и формулировать предложения по оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью фирмы. |
По окончании программы выпускники смогут реализовать себя в следующих областях профессиональной деятельности:
|
Область профессиональной деятельности |
Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
|
06.009. Организация продвижения и распространения продукции средств массовой информации (СМИ), включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, сетевые издания. |
Организационно-управленческий. |
ПК-1; ПК-2. |
|
06.043. Разработка и реализация стратегии продвижения веб-сайтов, интерактивных приложений, информационных ресурсов, товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
Производственно-технологический. Научно-исследовательский. |
ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7. |
|
07.003. Управление персоналом организации. |
Организационно-управленческий. |
ПК-1. |
|
08.037. Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации. |
Организационно-управленческий. Научно-исследовательский. |
ПК-1; ПК-2; ПК-7;
|
Выпускники программы обладают широким набором компетенций, позволяющим им выстраивать и обеспечивать комплексные коммуникационные процессы в государственных структурах и некоммерческих организациях. Направления развития карьеры для выпускников программы:
- Подразделения по внешним связям и службы протоколов международных и наднациональных организаций
- Подразделения по связям с органами государственной власти, связям с общественностью, маркетингу и рекламе в коммерческих компаниях
- Коммуникационные агентства
- Секретариаты лиц, замещающих государственные должности РФ
- Международные и российские НКО
- Аппараты политических партий
Учебный план состоит из нескольких модулей:
- Ключевые семинары
- Семинар академического наставника – академический наставник совместно с магистрантом определяет набор ключевых образовательных результатов (КОР) освоения ОП каждым студентом траектории, координируемой наставников. В рамках семинара наставника проводится обсуждение подготовки КР и ВКР студентов.
- Семинар "Основы работы с количественными данными"
- Семинар "Основы регуляторной политики"
- Практика
Модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
- Проект "Мастерские"
- Подготовка выпускной квалификационной работы
- Проект
- Major (или профессиональный модуль)
Модуль предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов.
Обязательные дисциплины
Основы дата-ориентированных коммуникаций
Международный лоббизм
Качественные методы в коммуникациях
Взаимодействие бизнеса и государства: теория и практика
Управление интегрированными коммуникационными кампаниями в НКО
Введение в политические коммуникации
Дисциплины по выбору
Принятие политических решений
Коммуникации в городской среде
Публичные коммуникации
Событийный менеджмент
Управление государственными и муниципальными закупками
Цифровые коммуникации для гоcударства и НКО
Законотворческий процесс
Спичрайтинг и сопровождение публичной деятельности
Антикризисные коммуникации
Фандрайзинг в некоммерческом секторе
Нормативное сопровождение деятельности бизнеса за руюежом
Репутационный менеджмент
- Маголего
Дополнительный модуль даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по его запросу. Элементы модуля выбираются из общеуниверситетского пула дисциплин. Выбор студентом дисциплин ИУП происходит самостоятельно и/или по согласованию с академическим наставником.
- Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Модуль позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
- Защита выпускной квалификационной работы
Программа направлена на развитие прикладных и исследовательских компетенций, необходимых для успешной работы PR-специалиста в органах государственной власти и в третьем секторе. В процессе обучения особое внимание уделяется стратегическим коммуникациям, продвижению международных проектов, фандрайзингу, инструментам социального маркетинга, использованию больших и открытых данных. Конкурентные преимущества программы:
- сочетание фундаментальных и прикладных знаний
- преподаватели-программы - ведущие практики в своих областях
- проектная работа в формате проектно-исследовательской мастерской
- вовлеченность в реализацию прикладных проектов с первых дней обучения
Выпускники программы обладают набором компетенций, позволяющих им выстраивать коммуникационные процессы между государственными структурами, некоммерческими организациями и бизнесами, взаимодействующими с ними:
·ПК-1 Способен создавать каналы внутренней коммуникации (корпоративные СМИ, коммуникационные программы и мероприятия по созданию и продвижению внутренних ценностей организации) и оптимизировать их работу;
·ПК-2 Способен проводить сравнительный анализ возможностей различных медиа-каналов для выхода на аудиторию с использованием наиболее подходящих медиа-носителей;
·ПК-3 Способен составлять аналитические справки, экспертные заключения, отчеты, обзоры и прогнозы на основе результатов анализа коммуникационной среды;
·ПК-4 Способен к созданию и анализу текстов в PR и рекламе;
·ПК-5 Способен обрабатывать данные с целью построения коммуникационной кампании, в том числе используя специальное программное обеспечение;
·ПК-6 Способен консультировать по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью;
·ПК-7 Способен проводить исследования общественной среды и общественного мнения, анализировать полученные данные и формулировать предложения по оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью фирмы.
Сформированные у выпускников компетенции позволяют им работать в:
·органах государственной власти и местного самоуправления;
·аппаратах политических партий;
·агентствах по связям с общественностью и государственными органами;
·благотворительных фондах;
·подразделениях по маркетингу и рекламе в коммерческих компаниях;
·подразделениях по внешним связям и службах протоколов международных и наднациональных организаций;
·секретариатах лиц, занимающих государственные должности в РФ;
·аналитических и консалтинговых центрах.
Учебный план состоит из нескольких модулей:
- Ключевые семинары
-
Семинар наставника «Практикум взаимодействия государства с бизнесом» сопровождает студентов на протяжении всего периода обучения в магистратуре. Дисциплина направлена на развитие у студентов ключевых мягких навыков, необходимых для профессиональной деятельности в публичной сфере: стратегического мышления, командной работы, проектного менеджмента и самопрезентации. В рамках дисциплины индустриальный наставник программы помогает магистрантам определить перспективные направления индивидуального карьерного развития и адаптировать обучение под выбранную траекторию. Отдельные занятия проводятся в формате встреч с приглашенными экспертами – представителями PR- и GR-подразделений крупных компаний и фондов, руководителями пресс-служб государственных органов, политическими деятелями.
-
Научно-исследовательский семинар направлен на обучение студентов применению исследовательского инструментария для решения практических задач в сфере публичных коммуникаций. Особое внимание уделяется проектированию прикладных исследований в интересах государственных структур, НКО и бизнеса, ориентированного на взаимодействие с ними. Студенты учатся выстраивать дизайн исследования и подбирать релевантные методы (качественные и количественные), а также интерпретировать результаты для их последующего применения в управлении коммуникациями. В рамках семинара оказывается методическая поддержка студентов при подготовке проектов Мастерских и выпускных квалификационных работ.
2. Практика
-
Проект «Мастерские» является ключевым блоком практической подготовки и подразумевает групповую работу студентов над проектными заданиями от государственных структур, НКО или бизнеса. В течение двух лет магистранты проходят все этапы проектного цикла: определение проблемы, постановка цели, подготовка аналитических материалов, разработка комплексного решения, презентация результатов. Работа студентов над проектами осуществляется под наставничеством представителей организаций-заказчиков, ведущих профессионалов индустрии – руководителей GR-направлений бизнес-компаний, опытных PR-специалистов, руководителей благотворительных фондов и фандрайзеров. Наставники Мастерских погружают студентов в отраслевую специфику, внутренние процессы организаций, привлекают к участию в профильных мероприятиях, что способствует сближению с профессиональным сообществом. Результат каждого проекта – актуальная для заказчика стратегия по взаимодействию с органами власти, проект коммуникационной кампании для внедрения законопроекта, фандрайзинговая стратегия, коммуникационная стратегии для привлечения целевой аудитории и пр.
-
Прикладной проект предполагает подготовку студентами решения конкретной коммуникационной задачи в интересах партнерской организации. Проект подразумевает групповой формат работы и ориентирован на практическое применение студентами освоенных в рамках обучения инструментов.
- Подготовка выпускной квалификационной работы предполагает применение студентами сформированных в рамках обучения навыков. Студенты разрабатывают исследование или проект на основе анализа актуальных проблем в сфере публичных или политических коммуникаций. ВКР может быть реализована в формате индивидуальной диссертации, а также группового или индивидуального проекта.
- Major (или профессиональный модуль)
На обязательных дисциплинах студенты:
-
Формируют понимание институциональной и нормативной специфики коммуникаций в государственном и некоммерческом секторе, включая особенности подотчетности, регламентации, публичности и взаимодействия с гражданским обществом;
-
Осваивают ключевые коммуникационные инструменты, применяемые в государственном управлении и при реализации социально-ориентированных инициатив – от анализа стейкхолдеров до разработки коммуникационных стратегий и планов кампаний;
-
Разбираются в структуре и функциях коммуникационных подразделений государственных и некоммерческих структур, научатся формулировать задачи и ожидания внутри организаций и выстраивать эффективное взаимодействие с внешними аудиториями;
-
Овладевают методами проведения прикладных исследований в области коммуникаций – от проектирования дизайна собственных исследований в интересах индустрии до сбора, обработки и анализа полученных данных;
-
Развивают навыки проектной работы и презентации результатов, а также научатся управлять собственными и коллективными ресурсами при реализации коммуникационных инициатив.
Дисциплины по выбору позволяют студентам углубить знания и развить компетенции в сфере коммуникаций в соответствии с индивидуальной профессиональной траекторией и карьерными целями. Курсы охватывают широкий спектр прикладных направлений в области коммуникаций, а также раскрывают особенности коммуникаций в специфических секторах: здравоохранении, городской среде, избирательной сфере.
4. Маголего
Модуль «МагоЛего» дает студентам возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать индивидуальный учебный план. В данном модуле студенты выбирают дисциплины из общеуниверситетского пула, соответствующие их индивидуальной образовательной траектории.
5. Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Модуль позволяет оценить результаты освоения студентом образовательной программы. В рамках модуля ГИА студенты защищают выпускную квалификационную работу проектного или научно-исследовательского типа. Работы выполняются индивидуально или в групповом формате.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Коммуникации в государственных структурах и НКО»
