• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология»

Выпускники о специализации "Человекоцентрированный подход"

Екатерина Василевская (выпуск 2015 г.)

ek.vasilevskaya@gmail.com

www.vk.com/id8329967

www.facebook.com/kate.vasilevskaya.5

Я всегда мечтала стать психотерапевтом. Оканчивая бакалавриат факультета психологии Вышки, я стала понимать, что четырех лет обучения на факультете совершенно не достаточно для того, чтобы оказывать квалифицированную психологическую помощь. Встал вопрос – куда идти дальше.  Более простой ответ был найден сразу – в магистратуру, но вопрос тем самым снят  не был. Мне предстояло сделать выбор между экзистенциальным подходом и человекоцентрированным. Поколебавшись некоторое время, я выбрала человекоцентрированный подход. Мне очень сильно откликались многие идеи этого подхода – вера в позитивную природу человека, в то, что каждый человек обладает ресурсом для того, чтобы справиться со своей трудностью.

Могу сказать, что за два года обучения на программе я почувствовала ресурс в себе, обрела уверенность в себе как психотерапевте и ощущаю себя вполне готовой к работе с клиентами. 

Обучение на программе происходит в форме живой беседы между преподавателями и студентами. Ты пребываешь в удивительной атмосфере свободы, которая располагает к рефлексии, познанию себя  и других людей. Преподаватели – практикующие психотерапевты, всегда есть возможность обсудить с ними собственные сложности и трудности в консультировании. Процесс обучения строится таким образом, что теория, скорее, вытекает из практики, из демонстраций работы с клиентом, из собственного опыта консультирования и  клиентствования в тройках и двойках.

Самое большое преимущество магистерской программы – это возможность реальной психотерапевтической работы студентов 2 курса со студентами 1 курса под супервизией преподавателей. Благодаря этому опыту я увидела свои сильные стороны, поняла, с чем мне еще нужно работать, но главное, я реально почувствовала, что могу быть психотерапевтом.

Также очень многое мне дали двухнедельные занятия и группы с иностранными преподавателями, это и  возможность прикоснуться к психотерапевтической практике за рубежом, и отличный шанс попрактиковать английский язык.Хочется порекомендовать магистерскую программу всем людям, заинтересованным в дальнейшем становлении психотерапевтом или психологом-консультантом. Это замечательная возможность развить в себе необходимые навыки и умения. Готова ответить на Ваши вопросы по обучению на программе!

Алёна Зирко (выпуск 2015 г.)

Alenka.zirko@gmail.com

www.vk.com/id29116813

+7 (926) 766-56-92

В 2013 году я получила базовое психологическое образование, но решила продолжить обучение, чтобы получить больше знаний и навыков как психолог-консультант. Изначально на программу меня привлёк человекоцентрированный подход, который, как я чувствовала, был близок мне по духу. 
Мои ожидания от программы были лучше понять и освоить человекоцентрированный подход, получить дополнительные навыки психолога-консультанта, отработать их на практике. Мои ожидания не только оправдались на сто процентов, результаты перехлестнули всё возможное. 
Эти два года обучения на программе просто перевернули моё мировоззрение. Я не только получила большое количество знаний и навыков, но и во многом выросла сама как личность. Мне кажется, знания и изменения, произошедшие со мной, теперь уже прочно сидят в моей голове, душе и сердце. Кроме того, программа дала мне возможность познакомиться и общаться с интереснейшими людьми и замечательными профессионалами.
Хочется от всей души поблагодарить наших преподавателей и тех, кто учился вместе со мной, за это прекрасное и наполненное познанием и ростом время, пожелать поступающим ребятам интереснейшего пути на программе.

Игорь Антохин (выпуск 2015 г.)

 

boslab.ini@gmail.com

http://vk.com/igoantokhin

http://www.b17.ru/antokhin
Дорогие абитуриенты, если вы хотите решить личные проблемы за счет учебы в магистратуре, то нет. Поступать не стоит.

Если же вы хотите и готовы работать психологом консультантом (не абстрактно приносить добро всем, а брать деньги за психологические консультации и нести ответственность за свою работу), то можете чита
ть дальше. В противном случае я бы рекомендовал закрыть страницу этой программы и потратить два года своей жизни по-другому.
Итак, вы решили стать психологом и вы уже прошли личную терапию. потому что без личной терапии вы будете не учиться, а решать свои проблемы, тогда можно уже внимательнее читать страницу этой программы. Лучше до поступления иметь представление о работе психолога в человекоцентрированном подходе. Не прочитать или посмотреть видео на youtube, а получить опыт клиентствования именно в этом подходе.
В результате обучения предполагается, что вы станете психологом консультантом. Учебная программа построена таким образом, чтобы вы смогли отработать навыки. Да, быть самим собой и говорить первое, что придет в голову – это не навык конгруэнтности.  Поэтому навыки будут отрабатываться. Возможность работать под супервизией будет, но обратите внимание, что практики от ВШЭ де-факто нет. Клиентов надо искать самим. Обучаться без работы с клиентами под супервизией – это пустая трата времени. О самом процессе обучения у меня только положительный отклик. Работают специалисты своего дела, работают много. На первом году вас может удивить методология психология, но не зная философии и методологии невозможно быть психологом.

Много работы в тройках, работы в круге. И, наверное, самое главное, что ежегодно в сентябре на конференцию Российского Общества Человеко-Центрированного Подхода (RCPCA) приезжают гости из англоязычных стран. Зачастую у них можно многому научиться. Кстати, для присутствия на конференции не обязательно быть студентом. Нужно связаться с Вениамином Валентиновичем Колпачниковым (руководитель специализации) и узнать условия участия. Пожалуй, это лучший способ познакомиться с  человекоцентрированным подходом и магистерской программой.


Дарья Белостоцкая (выпуск 2012 г.)

d.belostotskaya@gmail.com
Было трудно сделать выбор, поступая в магистратуру, и, наверное, только теперь я окончательно поняла свой выбор и поняла, что не ошиблась. Помню, на первом занятии в магистратуре нас спросили, как мы здесь оказались, и я не смогла ответить себе на этот вопрос. Вот могу только сейчас, наверное. Я думаю, это само по себе уже неплохой показатель.
Что я могу сказать об этой магистерской программе? Наверное, слишком многое, чтобы суметь передать это конгруэентно себе. Я могу сказать и о практике, которая была бесценна, о возможности предоставления супервизии, которая для меня лично перевела обучение на принципиальной новый (высший) уровень. Могу сказать о различных теоретических представлениях, которые дают возможность проникнуть в мир психотерапии и не «ошпариться». Могу сказать о преподавателях, к которым можно и хочется подходить и задавать вопросы, зная, что ты получишь на них ответ. Можно и об атмосфере, которая бы вполне устроила К. Роджерса, благодаря своей очевидной человекоцентрированности. Могу обо всем этом долго и подробно, но важнее, кажется, сказать о другом. Я хочу сказать о свободе, которой пропитана эта магистерская программа. Сегодня это особенно актуально. Не знаю, как это происходит на других магистерских программах, но здесь мы не просто слушаем и усваиваем предлагаемый материал, мы участвуем в развитии того, что есть на сегодняшний день в психотерапевтическом мире. Студенты и преподаватели находятся в более чем равных отношениях, что дает возможность сомневаться, спрашивать, опровергать, предлагать, спорить и т.д. Как и во всех областях, в психотерапии есть свои белые пятна, но в процессе моего обучения в магистратуре ни разу эти пятна не покрывались туманом, и если наши преподаватели не знают ответа на какие-то вопросы, они это вопросы адресуют нам, студентам. И уже мы, успешно или нет, ломаем над этим голову, полностью оправдывая название магистерской программы, начинающееся со слова «исследование». Такие моменты создают ощущение, что все в твоих руках и еще - именно они погружают тебя в мир твоей профессии, в данном случае, внутрь психотерапии. Ты создатель, ты делаешь ее (психотерапию) сам. Я не знаю, какой должна быть учеба в магистратуре, не берусь рисовать эталоны, но такой формат, где ты свободен в своем выборе, имея при этом большое количество возможностей, позволяет стать профессионалом в своей сфере. Позволяет, в общем, чему-то осознанно научиться, чего, кстати, не происходит в бакалавриате, который обладает какой-то степенью тоталитарности, а поэтому автоматически процесс обучения становится не вполне осознанным.
Говорю о свободе, потому что сегодня (да и всегда) о ней хочется говорить хотя бы где-то, где есть этому место. На этой магистерской программе оно есть.
И последнее: о недостатках. Они очевидны, потому что единственное, чего хочет человек, чувствующий себя свободным, - это еще большей свободы.

 

Дарья Сучилина (выпуск 2012 г.)

d.suchilina@mail.ru

Когда я выбирала магистерскую программу, я точно знала, во-первых, что хочу связать свою профессию с психологией личности и консультированием, а во-вторых, что буду продолжать обучение в НИУ-ВШЭ после окончания бакалавриата. Я нисколько не жалею о сделанном выборе. Я очень довольна тем, как происходит общение с преподавателями, как организован учебный процесс. Мне очень нравится, что руководству программы удается реализовать идеи о студенто-центрированном образовании, которые мне в начале первого года казались утопическими. Я чувствую себя очень безопасно и уютно в процессе обучения. Я знаю, что могу рассчитывать на поддержку преподавателей, я чувствую их искреннее внимание к себе и своим профессиональным успехам во время учебы. Всегда существует возможность обсудить свои потребности, свое недовольство какими-то особенностями учебного процесса и, наоборот, поделиться приятными впечатлениями. Для всего найдется время и место. Благодаря такой форме общения я получила возможность попрактиковаться в навыках, которые получила даже вне университета – одногруппники и преподаватели решились быть участниками группового занятия, которое организовала я. И это не говоря уже о том, что занятия в рамках учебного плана программы проводятся тоже в очень неравнодушной, личностно-ориентированной, заинтересованной атмосфере.
Единственный недостаток, который я вижу в характере обучения на программе, напрямую связан с его достоинствами. Такая мягкость и внимательность преподавателей к переживаниям и потребностям студентов приводит к недостатку дисциплины. Лично я пропустила достаточно большой процент занятий просто потому, что знала, что мне за это ничего не будет. Предметы, которые мне казались малоинтересными, так и проходили мимо меня, потому что никто жестко не требовал полной посещаемости. Меня это в целом расслабило и демобилизовало, но кому-то может показаться и преимуществом!
Если оставить тему атмосферы на магистерской программе и перейти непосредственно к преподаваемым дисциплинам, то на протяжении всего времени обучения у меня есть ощущение выраженной ориентации на практику, это меня очень радует. Даже когда консультирование и терапия на первом курсе рассматривались с теоретической точки зрения, у нас была возможность обсуждать довольно узкие и специфические темы, трудные ситуации, с которыми мы можем столкнуться в практике. В этом плане очень помогало то, что мы получаем опыт из рук в руки от практикующих терапевтов и консультантов, а не из учебников. На втором же курсе все обучение полностью превратилось в практику самоисследования, тренировку отдельных умений и навыков, заострения психологического чутья. Я чувствую большой прогресс в том, как я понимаю свою профессию. По сравнению с моментом окончания бакалавриата я сейчас, будучи на втором курсе магистратуры, стала себя чувствовать гораздо увереннее в роли консультанта и знаю, что практически любую проблему в своей практике смогу решить. Даже если не смогу сама – всегда буду знать, к кому обратиться за помощью и советом, потому что моя группа и преподавательский состав стали прочным и, как мне кажется, многообещающим профессиональным сообществом.

 

Глеб Шуклин (выпуск 2012 г.)

perets2001@gmail.com

Вот мой потребительский отзыв о магистерской программе как продукте на рынке образовательных услуг.

Что мне нравится:
• ориентированность программы на практику;
• адекватное название (хотя несколько длинновато);
• привлечение практикующих специалистов;
• практика консультирования первокурсников под супервизией;
• вечерняя форма обучения;
• приглашение зарубежных специалистов;
• наличие кабинета психологического консультирования.

Что мне не нравится:
• Неравномерность учебного процесса. Пока существует четкое разделение на два полугодия: в первом плотность занятий зашкаливает, во втором - стремится к нулю. Представление о том, что во втором полугодии студенты должны круглыми сутками писать курсовую работу / магистерскую диссертацию давно не адекватно реалиям. Кроме того, на первом году обучения получается перерыв в практических занятиях на целых 8 месяцев (январь — сентябрь), что сильно выбивает из рабочего состояния.
• Умолчание в названии программы относительно человекоцентрированного подхода, в рамках которого осуществляется обучение. Хотя мне такой подход близок, я слышал негативные отзывы о таком умолчании.
• Неопределенность профессиональных перспектив. «Покупая» магистерскую программу, я должен иметь представление о том, что получу или могу получить в результате обучения (Какую работу и где? Что для этого потребуется от меня? Какие действия мне следует предпринимать? Что может предложить мне руководство факультета в этом отношении? Кем я буду после выдачи диплома?).

Мои предложения:
• тьюторинг (а ля Оксфорд и др.);
• изучение спроса на рынке образовательных услуг;
• дизайнерское и рекламное сопровождение программы;
• собственный психологический центр и интернатура при программе;
• база транскриптов консультационных и психотерапевтических сессий для научных целей;
• оборудование нескольких кабинетов для проведения консультационных сессий.

Я не психолог по первому образованию. Сейчас я работаю аналитиком Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Я оказался на программе совершенно случайно, то есть ровно в тот момент, когда именно это мне было действительно необходимо. Я совершенно не знал, что меня ждет на программе, поэтому не был разочарован и принял все, что было предложено. Эти два (полтора) года открыли мне дорогу в другую жизнь.

 

Татьяна Аптулаева (выпуск 2011 г.)

aptulaeva.tatyana@gmail.com

Есть у магистерской начало, нет у магистерской конца…  Если бы я писала рекламно-журналистский текст для продвижения нашей программы, то дала бы именно такой заголовок. Но на самом деле все гораздо серьезнее.
Эти два года магистерской программы для меня – это намного больше, чем просто учеба. Сложно писать просто о программе. Это не просто список занятий, курсов, формальных зачетов и экзаменов. Это то, что в итоге изменило многое во мне. Все, что есть производное от слова «мир». Мировосприятие, мироотношение, мировоззрение.  Звучит глобально. И это действительно так. Иногда меня даже поражает то, как многому я научилась за этот небольшой в общем-то двухлетний период. И это не некий набор знаний или коллекция приемов и техник. Это весьма качественные изменения и рост.
В чем главный секрет программы или, если выражаться более технологично, ее ноу-хау? Вероятно, в том самом человекоцентрированном подходе, который является для нее фундаментом. Этот подход глобально и не всегда очевидно объединял фактически все учебные курсы. На мой взгляд, именно благодаря этому подходу мое мировосприятие развивались, что называется,  и вширь, и вглубь. Постоянное сочетание различных точек зрения, представленных разными психотерапевтическими направлениями, было похоже на некое «перепахивание» (впрочем, вполне экологичное) моего сознания (и не только) вдоль и поперек в течении всего времени обучения. Все это в итоге работало на то, чтобы увеличивать масштаб и перспективу моих представлений, освобождать от многих шор, стереотипов, давать свободу и открывать готовность  к новому опыту (как в личном, так и в профессиональном плане). 
Иначе говоря, я с уверенностью могу сказать, что программа – а точнее курсы и бесценное общение с преподавателями нашей программы – продвинуло значительно именно меня как меня (и не в какой-то отдельной части, а целостно). Возможно, я стала несколько другим человеком.
Чего не хватало? Практики. А точнее, контактов и связей с остальным миром: с банальной практикой в муниципальных учреждениях вроде детских домов, школ или даже телефонов доверия. Понятно, что программа слишком молода для того, чтобы быстро наработать эти связи во внешнем мире с учреждениями, которым нужны молодые практиканты. Но в любом случае сейчас я особенно сильно ощущаю этот разрыв между столь ярким и блестящим обучением и явно недостаточной реализацией и использованием полученного в ходе обучения в профессиональной жизни. Да, сейчас я веду свою небольшую частную практику,  готовлю свой сайт. Но это то, что я делаю самостоятельно и уже словно оторвавшись от университета. Хотя, конечно, с арсеналом, полученным во время обучения. Эту связь с университетом, честно говоря, не хотелось бы прерывать. Наша магистерская программа действительно уникальна, и ничего похожего на нее вне стен Вышки не существует. Именно поэтому столь резкое прерывание связи ощущаю не я одна.  Впрочем, об этому пусть скажут другие мои однокурсники.
Кроме того, во внешнем мире активно проявляют себя другие психотерапевтические подходы: гештальт, НЛП, семейные расстановки по Б. Хелленгеру и пр. И есть, конечно, некоторое опасение, что приобретенное – хотя и столь бесценное – может затеряться и раствориться в мешанине других более модных течений. Ну, или как-то пообтесаться и обточиться… возможно, несколько померкнуть и остаться славным, но все-таки воспоминанием. Ведь, насколько я понимаю, чтобы сохранить форму, нужно все время тренироваться. И это особенно актуально для тех, кто только обрел эту «человекоцентрированную форму». Понятно, что при выходе из стен Вышки (или МГППУ) выпускника, далеко не всегда окрепшего в своих профессиональных или мировоззренческих верованиях, встречают на выходе самые разные соблазны и искушения. Мы все про них знаем. Вот и не хочется, чтобы все приобретенное стало воспоминанием и из актива перешло в пассив. А для этого нужна более активная позиция в принципе.
Если же продолжать говорить про человекоцентрированный подход, то он далеко выходит за рамки частной психотерапевтической практики (хотя, дай бог, нам и этому научиться). Как я понимаю, Карл Роджерс стал «особенно крут», занимаясь общественно-политическими проблемами. И Россию он посетил в особую, перестроечную пору жизни России, не так ли? И как мне кажется, именно здесь есть поле для плодотворной деятельности программы и ее сотрудничества с коллегами по Вышке, другими факультетами (например,  социологами, политологами, философами). И в этом случае концепция Карла Роджерса очень гармонично вписывается в общую миссию НИУ ВШЭ, ее очень активную позицию, а наша магистерская программа при таком подходе отнюдь не выглядит «непрофильным направлением». И, на мой взгляд, это тоже очевидная перспектива магистерской программы.
Да, и конечно, я не могу умолчать про Международный форум по человекоцентрированному подходу, который совпал по времени с моим обучением на магистерской программе. Это стало для меня чудесно-волшебным совпадением, таким сверх-бонусом к обучению. Потому что форум, конечно, дал не просто целостную картину человекоцентрированного подхода в современном мире, он дал мне возможность увидеть наиболее высококлассных, или как говорят, лучших из лучших его представителей. А это сильно «вербует» в его ряды.
Сейчас я в декретном отпуске по уходу за ребенком. Ну, и теперь мне, конечно же, понятен мой замысел не защищаться, воспользовавшись личными обстоятельствами. Теперь мне не страшно уйти из Вышки и не вернуться. Теперь у меня есть стимул, во-первых, выучить английский, во-вторых, завершить работу над диссертацией к очередному Международному форуму по человекоцентрированному подходу, чтобы защитить ее и почти тут же отправиться с докладом в Бразилию.
 

Ирина Мамонова (выпуск 2011 г.)

irina1.74@mail.ru

Магистерская программа «Исследование, консультирование и психотерапия личности» уникальна по своему замыслу и содержанию, носит инновационный и ярко выраженный авторский характер. Получая обширные варианты в области исследовательской, теоретической и практической подготовки, магистрант данной программы имеет прекрасную возможность для самостоятельного определения интересующего его направления развития в профессиональной сфере психологической деятельности, в рамках которого он мог бы совершенствоваться профессионально, или же комплексно осуществлять профессиональную подготовку в области клиентцентрированной психотерапии. 
Важным и доминирующим в программе является психотерапевтическая ее составляющая. Подготовка специалистов основана на соединении теоретических и практических занятий. Целью программы является глубинное осмысление человекоцентрированного мировоззрения, овладение принципами групповой и индивидуальной работы психолога гуманистического направления, помощь личности в решении возникающих у нее проблем, сопровождение личностного роста, осмысление личностью жизненно важных для нее коллизий и путей их решения.
Мой выбор данной программы был осмысленным по ее названию, в котором не был обозначен сам подход подготовки, что было для меня в то же время совершенно новым, неизвестным, неизведанным. Но я не ошиблась в своем выборе. Общаясь со своими коллегами-психологами, отчетливо понимаю значимые отличия полученного психологического образования. Клиентоцентрированный подход предоставляет очевидные преимущества для работы в разнообразных направлениях психотерапевтической и консультативной практики, других сферах человеческой деятельности, дает возможность клиенту чувствовать себя относительно безопасно, что немаловажно в работе, лишен переполняющей многие сферы нашей жизни директивности. Специалист, прошедший обучение в рамках данной магистерской программы, получает хорошую подготовку, подразумевающую понимание необходимых категорий гуманистической психологии, что не только выгодно выделяет его на профессиональном рынке труда, но и позволяет успешно ориентироваться в современных психотерапевтических подходах, запросах и ожиданиях общества, подбирать оптимальные модели работы.
Полученное образование активно используется мной в сфере частной консультативной практики, а также в таких областях как образование и наука. Хочется отметить не только тот профессиональный, но и личностный рост, который дала мне выбранная программа, позволившая осознать и решить ряд важных для меня проблем.
Ведут программу специалисты высокого уровня, являющиеся практиками в данной сфере консультирования и психотерапии, что, безусловно, является важным на фоне того многообразия психологического образования, которое предлагается потребителю.
Ближайшим для себя к человекоцентрированному подходу в связи со спецификой своей работы я определила недирективную игровую терапию в работе с детьми, близкую к руслу предложенному К. Роджерсом (В. Экслайн). Кроме того, меня заинтересовало сравнительно новое направление в терапии - эмоционально-образная терапия (Н. Д. Линде). И игровая терапия, и эмоционально-образная терапия в сочетании с человекоцентрированным подходом являются тем инструментарием, который позволяет мне реализовывать себя в профессиональной деятельности сегодня.

 

Нильс Батюк (выпуск 2010 г.)

nils1987@list.ru
В магистратуре у меня были все возможности делать все, что я хочу - писать на темы, которые мне нравятся, консультироваться у преподавателей, которые не жалели своего времени на общение со мной. Я не знаю, где еще со мной кто-нибудь будет час сидеть и говорить о какой-нибудь моей курсовой работе.
Удивительным образом (это характерно и для нашей магистерской программы, и для нашего психологического факультета в целом) у нас удалось сформировать свободное профессиональное сознание. Мы умеем изобретать велосипеды. Если мы чего-то не знаем, мы можем сами спроектировать что-то новое, что-то другое. Нам дали важные базовые основы, отталкиваясь от которых, мы можем придумать то, что нам нужно. Поэтому я уверен, что наши выпускники в будущем - хорошие консультанты. Потому, что у нас есть не заученные решения типичных проблем, а общие инструменты, которые позволяют решать почти любые проблемы.
Совершенно восхитительно то, что в нас воспитано активное субъектное отношение к окружающей действительности. Мы не повторяем за кем-то, а умеем делать сами и отвечать за сделанное.
Я рад, что имел возможность учиться у разных преподавателей разным направлениям консультирования (я знаком и с клиентоцентрированным подходом, и с экзистенциальным анализом, и с транзактным анализом). Это очень полезно, поскольку разные клиентские запросы требуют разных подходов. И вообще, прекрасно, что я могу брать лучшее из разных подходов и находить в них общее.
Сам я сейчас работаю в негосударственной школе куратором класса.

 

Татьяна Некрасова (выпуск 2010 г.)

tnekrasova@hse.ru
В качестве обратной связи хочу, во-первых, выразить благодарность всем преподавателям программы и ее руководителю лично.
Обучение в магистратуре оставило яркое впечатление от продуктивного общения, запомнилось как время раскрытия заложенного в нас (студентах) потенциала. Все без исключения преподаватели кафедры личности (курсы которых я посещала) вложились в нас и запомнились. Пишу во множественном числе, так как магистерские учебные курсы способствовали сплочению группы, и я с удовольствием наблюдала динамику одногруппников и знаю об их впечатлениях.
Конструктивно: я получила навыки психологического консультирования; представление о различных направлениях терапевтической работы; компетентную оценку собственных способностей, возможностей и перспектив развития в профессиональной сфере; наблюдала мастер-классы и участвовала в тренингах, проводившихся в рамках магиситерской программы. Безусловно, преподавание отличалось высоким уровнем профессионализма и максимальной личной вовлеченностью преподавателей в учебный процесс.
Преподавателям удалось создать и воплотить в жизнь синтез напряженной работы и весьма комфортной, даже "домашней" обстановки в процессе нашей учебы. 
Хотелось бы отметить "слабые" стороны, высказать негативные впечаления в целях дальнейшего усовершенствования содержания программы. Но, увы, нет ни одной идеи и мысли. Возможно за прошедшие 1,5 года они стерлись,  или я очень удачно записалась на все курсы по выбору (помню, у коллег были какие-то нарекания по курсам, которые я не посещала, т.к. выбрала альтернативные). Так или иначе, но у меня остались только положительные воспоминания. Могу сказать одно - нам очень нравились практические занятия, и именно они запоминались более всего. Поэтому, разве что такое пожелание - делать акцент на практику, вплетать ее в теорию как можно чаще.
Еще раз спасибо всем преподавателям программы, желаю сохранить все то хорошее, что удалось воплотить на нашем курсе (выпуск 2010 г.).

Галина Самарская (выпуск 2008 г.)

galina_samar@mail.ru
Моя магистратура… Свое поступление и обучение в магистратуре я считаю одним из самых значимых и судьбоносных периодов своей жизни. Мне посчастливилось попасть в первый набор студентов на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности» (2006 - 2008 г.г.).
На вступительных экзаменах я больше всего боялась того, что в студенческой группе я буду находиться в постоянном напряжении из-за разницы в возрасте, ведь подавляющее большинство моих будущих однокурсников  младше моего сына.
Однако вскоре выяснилось, что я попала в совершенно новый, удивительный мир принятия, понимания и уважения. Во время учебы я не переставала удивляться талантам и способностям всех членов этого нового для меня сообщества. Я убеждена, что наш набор - самый уникальный. Многие из нас учатся в настоящее время в аспирантуре и следуют дальше выбранному пути. Но самым большим открытием стали преподаватели магистерской программы: А.Б.Орлов, В.А.Петровский, Е.Б Старовойтенко и другие, сумевшие каким-то немыслимым образом передать так необходимые мне познания и ощущения терапевтического волшебства.
Мой научный руководитель, Александр Борисович Орлов мягко и непринужденно создал в нашей группе особую творческую атмосферу. Благодаря его стараниям я погрузилась в мир неосознаваемых мною ранее процессов; он создал для меня возможность взаимодействовать с такими известными психологами как Альфрид Лэнгле и Натали Роджерс. За время учебы в магистратуре я приняла участие в обучающей программе «Травма. Происхождение и трансформация» в Университете Харисонбурга (США) и прошла стажировку в Университете Зигмунда Фрейда в Вене (Австрия), где проводила исследования по теме моей магистерской диссертации «Сравнительный анализ терапии К.Роджерса и А.Лэнгле». Там я познакомилась с такими выдающимися учеными, как Альфред Притц, Элизабет Выкуколь,  Гуттманн Гизельхер.
Обучение в магистратуре позволило мне серьезно задуматься о своем профессиональном пути и позиции в терапевтическом процессе, выбрать свою личностную концепцию.
После окончания магистратуры я работаю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» города Москвы, где руковожу методической службой. В своей деятельности мне очень важно сохранять, пропагандировать и развивать идеи Карла Роджерса. Эти идеи он применял в работе как с группами (терапевтическими, учебными, производственными), так и с отдельными людьми, представлявшими разные возрастные и этнические группы, образовательные уровни, культуры, конфессии и идеологии. Согласно К. Роджерсу, каждый «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере, латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы». В своей работе с клиентами я использую методологию человекоцентрированного подхода, которая, по словам К. Роджерса, представляет собой «высвобождение уже наличной способности в потенциально компетентном индивидууме, а не квалифицированную манипуляцию более или менее пассивной личностью».