• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Магистерская программа сосредоточена вокруг четырех векторов — глобальных направлений, которые не только определяют специфику и ход современного художественного процесса, но и одинаково необходимы тем, кто планирует связать свою профессиональную деятельность с кураторством, управлением в сфере современного искусства или стать художником. Эти направления подробно структурированы и облечены в форму учебных курсов.

1. Видение

Курс призван помочь сформировать особую оптику и отношение к образу: подготовить будущих кураторов и арт-менеджеров к восприятию и адекватному анализу различных явлений в современных визуальных практиках от абстрактной живописи до работы видеохудожников с found footage и перформативных экспериментов. Этот раздел состоит из трех блоков (подробное описание можно найти в аннотациях к программе):

  • Теория образа (понятие образа: его происхождение и способы функционирования в современном мире и в визуальных практиках в частности; изучение многочисленных теорий основывается на принципиальном разграничении понятий образа и изображения).
  • Наука видения (инструментарий, который позволит перенастроить механизмы получения визуальной информации; теории перспективы (от линейной до перцептивной), теории цвета (XVII–XX века); цветовые модели в графических редакторах; моделирование (основы пространственного мышления и восприятия); монтаж).
  • Альтернативные визуальные языки (танец в расширенном поле; театр и новая перформативность; движущееся изображение в центре: заметки на полях кинословаря).

2. Исследование

В рамках курса исследование рассматривается как базовый принцип современной художественной, критической и кураторской деятельности. Эпоха сверхдоступности информации открывает новые подходы к ее систематизации и аналитике. В программе курса разобраны основные принципы и подходы к оффлайн- и онлайн-исследованию, различия в работе с разными видами источников: частными и публичными архивами, базами данных, альтернативными источниками информации. Данный раздел также состоит из нескольких блоков:

  • Художественное исследование (artistic research) — искусство, основанное на исследовании (research based art), и изменение методов и целей производства художественного артефакта.
  • Процесс и типология современной исследовательской деятельности, а также способы визуализации исследования: от инфографики до архива и выставки. Исследовательские подразделения в различных институциях и сферах культурной деятельности — от музеев до архитектурных бюро.

3. Интерпретация и анализ

Для адекватной трактовки наследия модернизма, постмодернизма и актуальной художественной жизни необходимо освоение довольно обширного философского аппарата, а также свободное ориентирование в истории искусства и выставочной деятельности второй половины XX — начала XXI века. Курс предполагает изучение теорий и подходов к интерпретации произведений искусства, основных моделей и школ анализа — от Франкфуртской школы до, например, постколониальной теории.

 4. Теория и история медиа

Медиа — центральное понятие для истории современных визуальных практик, уже многократно деконструированное, однако продолжающее влиять на художественное производство. В рамках курса будут изучены начало медийных исследований, работы основателя теории медиа Маршалла Маклюэна и его школы; критика, продолжение и философия медиа; деконструкция ориентированного на медиа пространства и понятия токсичности медиа (Розалинд Краусс) и археологии медиа. Кроме того, будут затронуты следующие темы: «Материалы VS медиа», «Классические медиа и их жизненные циклы в искусстве XX–XXI веков на примере графики, живописи, фотографии (от Нисефора Ньепса до цифровой фотографии), скульптуры (от камня до полимеров и резины)», «Новые и новейшие медиа». Данный курс предполагает непосредственное включение студентов в производственные циклы.

Отдельный блок дисциплин связан с администрированием и организацией выставочного процесса — он будет доступен тем, кто выберет в качестве специализации арт-менеджмент или кураторство.

Каждый из разделов программы — сбалансированная структура, где теория подкрепляется практикой. Вести занятия наравне с постоянными лекторами и авторами курсов будут приглашенные специалисты, начиная от художников и архитекторов и заканчивая учеными и кураторами крупнейших международных институций.