Паспорт образовательной программы
42.04.02 Журналистика
Нет
Очная форма обучения,
120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Рынок журналистского труда в России крайне неоднороден вследствие отсутствия единых требований индустрии к потенциальному работнику. Предпринимались попытки разработать единый классификатор журналистских специальностей в рамках Гильдии издателей периодической печати, отраслевых союзов Национальной ассоциации телевещателей, однако факт остается фактом: единые требования, устраивающие в равной степени всех представителей индустрии, отсутствуют. Это приводит к тому, что на поверку единственным требованием к потенциальному работнику является «наличие опыта работы в СМИ», наличие образования при этом вторично. Это приводит к недоверию со стороны потенциальных работодателей по отношению к выпускникам журналистских факультетов и периодически приводит к профессиональным дискуссиям на тему «некачественного журналистского образования».
Российский рынок труда при этом испытывает кадровый дефицит в специалистах, обладающих журналистскими (гуманитарными) компетенциями, но при этом владеющих технологическим инструментарием современной профессии, разбирающихся в трансформациях коммуникационной среды и способных сочетать в себе журналистский профессионализм (исследование, трактовка и представление) с навыками использования статистики и аналитики, а также с владением технологическим инструментарием (навыки работы с данными, поиск, фильтрация и анализ открытых данных).
Программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих современными глубокими знаниями в области журналистики данных, сферы массовых коммуникаций и способных:
- Осуществлять поиск информации и взаимодействие с источниками для подготовки к распространению наиболее объективной и проверенной информации;
- На основе знаний и представлений о функционировании экономики, социума, политической сферы и т.д. искать достоверную информацию путем взаимодействия с источниками;
- Осуществлять сбор информации любым законным методом, пользуясь официальным статусом журналиста, используя соответствующее техническое оборудование для аудио- видеозаписи, фотосъемки;
- Осуществлять прямую передачу информации в медиапространство;
- Осуществлять подготовку информации в соответствии с требованиями жанра и специфики различных коммуникационных платформ;
- Осуществлять интеграцию контента, созданного различными журналистами и представителями аудитории, сообразно редакционным информационным приоритетам с целью последующего обнародования в форме публикации/передачи в эфир;
- Использовать технологический инструментарий журналистики данных для поиска, анализа и интерпретации информации.
Программа направлена на формирование у слушателей разного типа компетенций:
- Общекультурных и социально-личностных, необходимых профессиональному журналисту для правильного взаимодействия с источниками информации, коллегами и для понимания разносторонней социальной жизни общества;
- Общепрофессиональных, связанных с умениями решать профессиональные задачи на основе знаний в области политики, экономики, социума и т.д., умения представлять информацию для распространения в различных жанрах и навыков пользования современными технологическими инструментами поиска, распространения и обработки информации;
- Специальных, предполагающих формирование навыков исследовательской, аналитической и научно-педагогической деятельности.
В процессе обучения по данной программе студенты магистратуры должны приобрести профессиональные компетенции, необходимые для осуществления:
- производственно-технологической деятельности, то есть способности получать, обрабатывать и распространять информацию в различных жанрах, с использованием разных технологических платформ доставки информации (аудио, видео, печатная, интернет, мобильная платформа) с учетом потребностей аудитории и при непосредственном взаимодействии с ней;
- организационно-управленческой деятельности, состоящей в определении информационных приоритетов, тенденций и планировании редакционного процесса;
- научно-исследовательской деятельности в виде способности:
– владеть основными методами анализа в области массовой коммуникации;
– обрабатывать полученные результаты с учетом знания основных научных направлений исследований в области массовой коммуникации;
– уметь использовать методы анализа для нужд редакционных коллективов и структур с целью оптимизации их деятельности;
– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с использованием современных средств редактирования и печати.
В ходе обучения предполагается получение базовых знаний об источниках информации о политике, экономике, социальной и культурной сферах, то есть представлять те аналитические сообщества, ведомства-регуляторы, организации, которые регулярно осуществляют мониторинг, публикуют доклады и отчеты об этих сферах и т.д. Сопутствующей задачей является необходимость получения магистром знаний в области методов и методологии исследования медиа.
Предложенная модель магистерской программы определяет следующую структуру программы:
- наличие цикла общетеоретических дисциплин, нацеленных на формирование базовых представлений о теории, истории и экономических особенностях массовой коммуникации;
- наличие базовых курсов, необходимых для понимания правовой среды современных медиа и основных знаний об источниках профессиональной информации в различных сферах жизнедеятельности (виды отчетности, организации ее выпускающие и т.д.);
- наличие прикладных дисциплин в области журналистики данных и мультимедийных технологий;
- наличие альтернативности в ходе формирования индивидуальной программы подготовки магистра, достигаемой посредством широкого перечня дисциплин по выбору, которые ориентированы преимущественно на формирование разнообразных навыков в области конкретных тематических, жанровых и технологических специализаций будущих журналистов. Система курсов по выбору создает также условия для более четкой ориентации магистров на, к примеру, научную и аналитическую работу;
- наличие форм научно-исследовательской работы (научно-исследовательский семинар, подготовка курсовой работы, подготовка магистерской диссертации), позволяющих приобрести методологические навыки, необходимые в процессе научного или аналитического осмысления деятельности средств массовых коммуникаций;
Программа обучения строится на соединении дисциплин из различных социально-экономических наук для расширения разнообразия тематических специализаций журналистов, что предполагает междисциплинарный характер подготовки программы магистров и привлечение (в рамках преимущественно курсов по выбору) к участию в программе других факультетов НИУ ВШЭ.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин