• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управленческие практики в сфере высшего образования

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает изучение студентами подходов к стратегическому развитию образовательных организаций высшего образования в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере высшего образования. Студенты изучат основные элементы системы государственного упралвения сферой образования, получат опыт проектной работы по разработке программы развития университета. Для этого им придется представить себя на позиции руководителя образовательной организации и следовать заданным приоритетам государственной политики и общим трендам развития системы образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Изучение основных элементов системы государственного управления сферой высшего образования - Изучение подходов к стратегическому развитию университетов в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере высшего образования - Освоение принципов выбора управленческих практик и решений, востребованных при управлении университетами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать структуру и масштаб системы образования, объекты и субъекты управления
  • Знать основные предпосылки и эффекты от трансформации систем высшего образования
  • ВЫделить 5 наиболее существенных изменений в политике развития высшего образования в РФ за последние 10 лет, уметь обоснованно отстоять свою позицию.
  • Понимать влияние контекстных региональных факторов на развитие образовательных организаций на определенных территориях
  • Понимать систему стратегических документов, регулирующих развитие образования в РФ.
  • Понимать основания дифференциации в высшем образовании, знать основные признанные типы университетов в исторической ретроспективе.
  • Знать модель жизненного цикла организаций, уметь применять ее для анализа положения конкретной образовательной организации.
  • Знать основные типы организационных моделей университетов, преимущества и недостатки практик слияний и поглащений университетов
  • Знать основные тренды, определяющие развитие образовательных организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система образования как объект управления. Роль высшего образования в развитии общества
  • Контексты развития университетов и систем высшего образования
  • Основные направления изменений политики развития высшего образования в России
  • Стратегическое развитие региональных систем высшего образования в условиях высокой дифференциации
  • Принципы управленческого воздействия в системе образования. Система стратегических документов в сфере образования
  • Дифференциация образовательных организаций
  • Стратегическое развитие университетов: целевая модель, потенциал, вызовы, жизненный цикл организаций.
  • Управленческие практики в деятельности образовательных организаций Стратегия развития университетов в условиях реорганизации
  • Новые модели образования в университетах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Экспертное заключение (эссе) на предложенный документ стратегического развития
  • неблокирующий ТЗ на стратегию
  • неблокирующий представление проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на занятиях + 0.2 * представление проекта + 0.3 * ТЗ на стратегию + 0.2 * Экспертное заключение (эссе) на предложенный документ стратегического развития
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • LESHUKOV OLEG VALERIEVICH, PLATONOVA DARIA PAVLOVNA, & SEMYONOV DMITRY SERGEEVICH. (2016). The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition in Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F384ED2
  • The higher education system : academic ogranization in cross-national perspective, Clark, B. R., 1983
  • Вопросы образования : ежеквартальный научно - образовательный журнал. N.3, Кузьминов, Я. И., 2013
  • Вопросы образования : ежеквартальный научно - образовательный журнал. N.4, Кузьминов, Я. И., 2013
  • Константинов, Г., & Филонович, С. (2007). Что Такое Предпринимательский Университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E530E95C
  • Университетское управление: практика и анализ. N.4-5, , 2014
  • Университетское управление: практика и анализ. N.5, , 2011
  • Университетское управление: практика и анализ. N.6, , 2010
  • Управление проектами : фундаментальный курс: учебник для вузов, Алешин, А. В., Аньшин, В. М., 2013
  • Хроники образовательной политики: 1991-2011, Старцев, Б. Ю., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Netherlands, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CC106C7
  • Университетское управление: практика и анализ. N.1, , 2004
  • Университетское управление: практика и анализ. N.2, , 2009