• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Июнь

Образование — социальный лифт?: студенты ДОРО в третий раз организовали секцию на международной конференции «Векторы»

Образование — социальный лифт?: студенты ДОРО в третий раз организовали секцию на международной конференции «Векторы»

Григорий Дунилов

10–13 апреля на базе Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») прошла XXIII международная конференция молодых ученых «Векторы». Уже по сложившейся традиции магистерская программа «Доказательное развитие образования» выступила соорганизатором конференции. Студенты первого курса Екатерина Маюкова и Григорий Дунилов, а также выпускник программы Максим Никитин организовали секцию, посвященную вопросам образования. В этом году секция была сфокусирована на теме образовательного неравенства.

Григорий Дунилов

Спикеры секции искали ответы на вопросы: как система образования может способствовать снижению неравенства? как образование может служить социальным лифтом, если само по себе становится механизмом сортировки студентов по их предписанному статусу?

Вера Мальцева, академический руководитель программы «Доказательное развитие образования», рассказала о карьерных траекториях выпускников российских вузов и о том, какие пути ведут к социальной мобильности. Илья Прахов показал, что онлайн-подготовка существенно влияет на повышение баллов ЕГЭ, что, в свою очередь, может расширить жизненные перспективы для школьников из отдалённых территорий и сельской местности. Жанна Чернова, автор книги «Путёвка в жизнь», поделилась наблюдениями о том, как институциональная структура направляет выпускников детских домов в систему СПО, зачастую не позволяя им поступить в университет.

Особым украшением секции стала совместная дискуссия Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, и Лоры Перна, профессора Пенсильванского университета. Коллеги обсудили судьбы студентов первого поколения – тех, кто первым в семье поступает в университет, – и барьеры, с которыми они сталкиваются на пути к получению высшего образования.

«Для меня это была невероятно интересная дискуссия, ведь студенты первого поколения – мой личный исследовательский интерес. Спасибо всем участникам, которые выступали на эту тему – кажется, мы все ушли с новыми идеями и более глубоким пониманием своих исследований!», – делится впечатлениями Екатерина Маюкова, со-организатор секции и студентка ДОРО.

Секция прошла ярко и содержательно: за два дня участники погрузились в проблематику образовательного неравенства с разных сторон и обсудили, как оно проявляется даже в самых, казалось бы, несвязанных контекстах. Структура секции была выстроена по ключевым направлениям – от социальной мобильности до цифрового барьера, от территориальных различий до индивидуальных образовательных траекторий.

«Главный показатель успеха секции для меня – активность самих докладчиков и слушателей. Никто не расходился сразу после выступления, участники задавали вопросы, уточняли неясные моменты, обменивались контактами. Для меня конференция – это всегда про новый опыт, вызовы и открытость. Думаю, что каждый из нас это получил»», – поделился Григорий Дунилов, со-организатор секции и студент ДОРО.

Григорий Дунилов

Каждая сессия стала не просто серией докладов, а настоящим исследовательским диалогом. Участники уточняли детали, делились наблюдениями и искали точки соприкосновения. Атмосфера зала превратилась в пространство исследовательского сообщества, где каждый мог быть услышан.

Вера Мальцева, академический руководитель ДОРО

«Я очень рада, что проведение секции по вопросам образования в рамках конференции “Векторы” стало доброй традицией для нашей программы. Студенты проделали огромную работу, создав насыщенную и актуальную программу, объединив исследователей из различных академических центров. Особенно ценно, что секция стала площадкой для настоящего диалога молодых учёных, где обсуждаются важнейшие проблемы, связанные с образовательным неравенством, и рождаются новые идеи для будущих исследований. Это даёт ощущение причастности к профессиональному сообществу и вдохновляет на дальнейшее развитие»

Мы благодарим всех спикеров, исследователей и слушателей, принявших участие в работе секции, и надеемся на новые встречи в следующем году!