• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Краткая история Creative Writing в Британских университетах

Американские и британские исследователи не могут разобраться, кто начал преподавать творческое письмо первым. И когда? По мнению преподавателя творческого письма Грэма Харпера, эта дисциплина появилась в Британии еще в средние века, продолжила свою историю в эпоху романтизма и процвела уже в ХХ веке в прагматичных университетах из "красного кирпича". Конспект статьи Грэма Харпера A Short History of Creative Writing in British Universities – перед вами.

Краткая история Creative Writing в Британских университетах

Сегодня множество самых разных формальных и неформальных, государственных и частных институтов по всему миру предлагают слушателям курсы Creative Writing; в свет ежегодно выходят десятки пособий и учебников, посвященных искусству сочинять бестселлеры и просто качественную прозу. Существуют сайты, организации, конференции и даже несколько рецензируемых журналов, которые не устают поднимать вопросы теории, практики, изучения и преподавания этой дисциплины.

История ее появления в университетском образовании еще не до конца прописана. Показания летописцев разнятся: одни исследователи (само собой, американцы) считают местом рождения Creative Writing Америку, в которой предмет с таким названием действительно появился впервые, другие (британцы) убеждены, что похожие навыки преподавались студентам задолго до того, в классических университетах Великобритании – Оксфорде и Кембридже.

Сторонник первого подхода, американский профессор, преподаватель творческого письма, Дэвид Майерс в культовой книге «The Elephants teach: Creative Writing since 1880» пишет, что «изначально, преподавание письма («креативного» или без этого определения), было образовательным экспериментом». Creative Writing «возникло из этого эксперимента, формируясь как дисциплина постепенно, в течение шести десятилетий, с 1880 до Второй Мировой». По мнению исследователя, отмежевание  преподавания навыков литературного письма от истории и изучения литературы – случайный, но, как показывает время, вполне успешный ответ на несколько запросов. 

Первый запрос сформировали представители гуманистического направления в высшем образовании, которые хотели «оживить» классическую систему преподавания филологии. Вкрапляя в программы литературные мастер-классы, они стремились показать, что словесность можно воспринимать не только как отвлеченное знание, но и как живой процесс– студентам впервые предлагалось самим испытать свои силы на литературном поприще и побывать в шкуре писателя. Но уже первые опыты преподавания Creative Writing  в университете (например, в Гарварде) обнаружили, что преподаватели – историки литературы не справляются с наплывом студенческих работ. Профессиональные  ученые, гуманитарии, вынуждены были отвлекаться от собственных исследований. В результате вузы открыли двери преподавателям нового типа – журналистам и писателям.

С этого момента  Creative Writing и обретает, как считает Майерс, свою суть – the Elephants teach – если пользоваться предложенным автором афоризмом. Отсылая к анекдоту про Набокова (на приглашение которого в качестве профессора литературы в  Гарвард Роман Якобсон якобы возразил, что это настолько же логично, как пригласить слона преподавать зоологию), Майерс в тоже время указывает на появление у западного университета новой роли – роли «заповедника» искусства, дающего приют в том числе писателям и поэтам.

Предложенную Майерсом building story оспаривает британский преподаватель Грэм Харперс  в статье «Краткая история Creative Writing в британских университетах», опубликованной в  сборнике «Teaching creative writing» (частично доступном на google books). По мнению Харперса, история Creative Writing – гораздо более давняя, ростки Сreative Writing содержала уже система тривиума – прототип бакалаврского курса, включавший грамматику, риторику и логику.

Харперс указывает на то, что для реконструкции истории развития этой дисциплины в академии необходимо учитывать изменение представлений о «писателе»; в  XVII веке, например, она сильно отличалась от сегодняшней. Убедиться в этом нетрудно. Так, в средневековом справочнике «Athenae Oxonies:  an Exact History of all the Writers and Bishops who have had their education in the University of Oxford from 1500 to 1690» занятие поэтическим или прозаическим творчеством не выделяется, а скорее, смешивается и уравнивается с другими занятиями и достижениями, преимущественно на академическом поприще. Представления о писателе и его социальной роли влияли и на формализацию обучения навыкам творческого письма, несомненно имевшее место в университетах старой Европы.

Индивидуализация образа автора, создание ореола посвященности вокруг фигуры сочинителя начинается лишь в эпоху романтизма. Но в  это время главным вопросом, волновавшим творческие умы (по крайней мере на теоретическом уровне) была не техника письма, а вес художественного слова, сила его воздействия на читателя.

В первой половине XIX века навыки писательского мастерства стали преподаваться в британских университетах в рамках курсов английской литературы, как своеобразное ответвление от них. Предлагаемые ученикам творческие задания, однако, никогда не имели практического применения, то есть не были нацелены ни на обретение популярности у читателя, ни на коммерческий успех и, скорее, должны были помочь студентам глубже понять классические тексты.

На практические нужды современных читателей, на потребности книжного рынка в итоге откликнулись не старейшие британские университеты, а возникшие уже в ХХ веке «red brick». «Краснокирпчные» университеты, изначально изучавшие прикладные дисциплины и потому более отзывчивые к коммерческим реалиям современности, начали и продолжают выпускать студентов, которые находят себя на стезе писательства. Для примера можно привести молодой университет Бирмингема (основанный в 1900), давший дорогу в жизнь поэтам и прозаикам Фрэнсису Бретту Янгу, Вальтеру Аллену и Генри Трису, или университет Лидса (1904), связанный с именем писателя и критика Маргарет Шторш Джеймсон.

После Второй Мировой система высшего образования в Англии претерпела изменения и среди прочего испытала серьезное американское влияние, в том числе в отношении к Creative Writing. Первая магистерская программа с таким названием появилась в университете Восточной Англии в 1970 году. Ее престиж и востребованность поддерживали имидж и репутация руководителя – критика и писателя Малколма Брэдбери.

Университетскую моду подхватили курсы дополнительного образования для взрослых, которые помогали улучшить навыки творческого письма и побывать в роли автора оригинальных текстов самому широкому кругу слушателей.  Медленно, но верно, дисциплина  Creative Writing становилась частью программ бакалавров. В 1982 году такой модуль в программе открыл престижный Shiffield Hallam. Ряд ярких преподавателей, среди которых были, например, Дэвид Крейг из университета Ланкастера, пробовали себя в качестве модераторов творческих групп студентов, попутно выпуская собственные бестселлеры на самые разные темы.

Если изучить вопрос подробней, то становится понятно, что не только США и Великобритания – все страны имеют национальную традицию обучения писательскому мастерству, которая уже ассимилировала (или нет) влияние Creative Writing как «американской» дисциплины.

И все же мировыми лидерами по популярности и распространенности Сreative Writing сегодня можно, вероятно, назвать США, Великобританию и Австралию. В этих странах на национальном уровне существуют и успешно действуют специализированные организации (NAWE  в Соединенном Королевстве, AWP в США, AAWP в Австралии), призванные помогать эффективному внедрению творческого письма в образовательные программы и поддерживающие преподавателей соответствующего профиля.

В 2008 году NAWE (Национальная Организация Писателей в Образовании) опубликовала манифест, в котором дается обоснование значимости преподавания и распространения творческого письма. Согласно этому манифесту, Creative Writing помогает распространять нестандартные модели мышления, диверсифицировать интеллектуальную среду, расширяет мировоззрение и культурный опыт – как читательской, так и «писательской» аудитории.

Источники:
D. G. Myers. The Elephants Teach: Creative Writing since 1880.Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1996;
Graeme Harper, A Short History of Creative Writing in British Universities – в Teaching Creative Writing. Palgrave MacMillan, 2012 (edited by Heather Beck).

Конспект подготовила Екатерина Тупова

Текст впервые опубликован на сайте Литературных мастерских Creative Writing School