• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа экономики вошла в состав общероссийского литературного конкурса

Организаторы конкурса «Класс!» собираются воспитать будущих нобелевских лауреатов

Высшая школа экономики вошла в состав общероссийского литературного конкурса

8 октября на пресс-конференции в ТАСС было объявлено о создании национального литературного конкурса для подростков. Цель проекта — поддержка юных авторов и создание творческой среды, необходимой для развития таланта. Среди учредителей конкурса и НИУ ВШЭ.

«Сегодня исторический день, потому что сегодня завершается цикл уникальной системы конкурсов, которая сможет возродить любовь к литературе, — отметил в ходе пресс-конференции один из организаторов конкурса, президент Трансконтинентальной МедиаКомпании Александр Митрошенков. — Наша цель состоит в том, чтобы через десять лет у нас появились свои нобелевские лауреаты».


Председатель Попечительского совета конкурса Александр Митрошенков, глава Организационного совета конкурса Владимир Григорьев, координатор конкурса Майя Кучерская
Фото: Анна Правдюк

В рамках конкурса планируется наладить взаимодействие начинающих авторов с профессиональными писателями и педагогами.

— Мы хотим найти молодые литературные дарования и воспитать их, — подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев. — Этот конкурс — звено в цепи подготовки мастеров художественного слова. Надеемся, что все, что нами сделано и еще будет сделано, приведет к тому, что удастся взрастить новое поколение победителей всех литературных премий страны.

К участию в первом сезоне приглашаются учащиеся 8-11 классов из пяти городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми и Нижнего Новгорода. Желающим принять участие предлагается написать небольшой рассказ. Темы рассказов были отобраны с помощью жеребьевки из общего пула 30 тем, составленного членами жюри. Отбор случайным образом осуществляли послы конкурса: режиссер и автор тележурнала «Ералаш» Борис Грачевский и режиссер, директор компании «Меркатор» Андрей Скворцов.

В финальный список вошли следующие темы:

  1. «Хочу на войну»
  2. «Кофе без молока, пожалуйста»
  3. «Честный блог кота Мурра»
  4. «Мальчик, с которым никто не разговаривал»
  5.  «Встреча с бывшим другом»

На первом этапе, который продлится с 1 ноября 2018 года по 14 января 2019 года, участники конкурса могут сдать свои работы школьным учителям русского языка и литературы, а те, в свою очередь, направят лучшие из них в библиотеки, где на базе экспертных советов пройдет отбор финалистов. В финал пройдут 30 конкурсантов, они будут приглашены в Москву – здесь члены жюри соберут команды для своих мастерских, в которых по итогам недельного интенсива дети напишут финальные рассказы. Пять из них станут победителями конкурса.

— Лауреатов у нас будет 5, а финалистов 30, — отметила координатор конкурса, академический руководитель магистратуры «Литературное мастерство» Майя Кучерская. — Это не случайно. Странно было бы выяснять, кто лучше — Толстой или Достоевский, Пастернак или Мандельштам, Ахматова или Цветаева. В искусстве все лучшие, поэтому мы решили не находить самого талантливого, а выявить много талантливых школьников.


Координатор конкурса, писатель, академический руководитель магистратуры «Литературное мастерство» Майя Кучерская
Фото: Анна Правдюк

Победителей конкурса ждут ценные призы и публикации в литературных журналах, однако соревновательный элемент здесь не так важен, как социальная миссия: цель конкурса — подарить одаренным детям радость творчества, веру в себя и свой голос.

В рамках проекта члены жюри записали видео-курс, рассказав, как создавать литературного героя, писать живые диалоги, конструировать сюжет и редактировать себя. Чтобы помочь учителям по достоинству оценить художественные достоинства текстов, на сайте конкурса появится еще один онлайн-курс — Олег Швец и Ксения Молдавская разработали специальные инструкции и методики.

В планах организаторов — ввести поощрение премиальными баллами ЕГЭ и приоритетом при поступлении в Литературный институт им. Горького, наладить систему взаимодействия с детским лагерем «Артек» и школой для одаренных детей «Сириус», а еще, что особенно важно, расширить охват конкурса до масштабов всей страны.

— Мы старались не забывать, что перед нами еще школьники, поэтому темы выбрали максимально широкие, чтобы предоставить свободу творчества, — заметила член жюри, писатель, сценарист, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ Марина Степнова.


Член жюри конкурса, писатель, сценарист, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ Марина Степнова
Фото: Анна Правдюк

— Начать творить — это лучший способ вырасти культурным человеком, человеком нравственным, — заметил в ходе пресс-конференции председатель жюри премии, писатель и преподаватель НИУ ВШЭ Дмитрий Быков. — Только писатель профессионально нуждается в свободе слова.


Член жюри конкурса, писатель, журналист, преподаватель НИУ ВШЭ Дмитрий Быков
Фото: Анна Правдюк

Всероссийский литературный конкурс для подростков «Класс!» был учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российской государственной детской библиотекой, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Литературным институтом имени А.М. Горького, Ассоциацией литературных журналов, НИУ ВШЭ, Телекомпанией «Класс!» и  Литературными мастерскими Creative Writing School.