• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков: «Мы учим не по книге, а по опыту»

Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков рассказывает про студентов-«технарей», преподавателей-практиков и выпускников — каннских лауреатов.  А кроме того — о комплексном подходе к обучению на программе и  изменениях, которые ждут магистрантов в ближайшее время.

Руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков: «Мы учим не по книге, а по опыту»

Стоит ли студентам с техническим образованием идти на программу менеджмента?

Медиасфера без технологий не существует. А это означает, что если человек получил специальность, связанную со сферами связи, полиграфией или IT, например, для него здесь место найдется, потому что частью этого знания он уже владеет. Чем он будет заниматься у нас на программе? С одной стороны, погружается в медийную специфику, обретает понимание, как функционирует медиасфера, что такое медиарынок. Один из базовых курсов, «История и теория медиа», позволяет в концентрированной форме увидеть, как все это развивалось. С другой стороны, человек погружается в экономику и менеджмент СМИ, сопутствующие области знания. И отсюда открывается перспектива войти в медиапредприятия уже не как журналисту, а как менеджеру, администратору. Такие примеры есть, и ребята себя очень неплохо чувствуют.

А в целом, студенты с каким бэкграундом приходят к вам учиться?

Бакалаврские специальности у наших студентов самые разнообразные. Был человек с факультета биологии - окончил магистратуру в позапрошлом году. А чаще всего это, конечно, журналисты, ребята с рекламы и PR. Есть с факультетов политологии, социологии, психологии,  истории, культурологии, международных отношений. Не так часто встречаются с факультетов философии. Есть люди с техническим образованием, в этом году оканчивает программу молодой человек, который имеет диплом Российского университета нефти и газа им. И.М.Губкина, там он получил специальность, связанную с информационными технологиями. И он находит себя в медиа, потому что он дружит с компьютерными и интернет-технологиями, и какие-то вещи ему даже легче даются, чем «чистым гуманитариям».

Правильно ли я понимаю, что программа «Менеджмент в СМИ» — это такой комплекс из медийных технологий и управления, экономики?

Да, программа «Менеджмент в СМИ» включает в себя комплекс экономико-менеджериальных, подчеркну, практико-ориентированных дисциплин. Значительную часть этих занятий ведут практики. Но когда они ведут занятия, они не так четко различают академические направления, им они не так важны. Они видят процесс в целостности. Мы просим человека прочесть курс по менеджменту, он его читает не по книге, а по опыту. И у него очень много элементов маркетинга там оказывается. Но в данном случае это, скорее, не минус, а плюс — он показывает практическую связь между этими элементами. И действительно, наша задача — подобрать и содержание курса, и преподавателей-практиков так, чтобы студенты в наибольшей полноте увидели реальное состояние медиапроизводства.

Какие есть перспективы улучшать программу «Менеджмент в СМИ»?

Во-первых, важно, чтобы у студентов было еще более внятное видение медиасферы как отрасли народного хозяйства. Это отрасль с очень большими деньгами: бюджет медиаотрасли  больше, например, чем бюджет отрасли производства строительных материалов в России.

Второе, что мне хотелось бы усилить, — предложить более широкое понимание инфраструктуры в крупных компаниях. У нас много внимания уделяется таким вопросам, как стратегический менеджмент, маркетинг и так далее, но, скажем, вопросы деятельности ряда служб, обязательных в крупных компаниях, вообще не рассматриваются, а это важно.

И конечно, мне бы хотелось усилить линию психологии управления, работы с персоналом в медиакомпаниях. У нас есть спецкурсы, но необходим и отдельный хотя бы небольшой блок в рамках одной из обязательных дисциплин.

Реально ли здесь учиться работающему человеку?

А почему нет? Наши занятия в основном вечерние, и мы, в отличие от магистратур многих других вузов, даем студентам возможность работать. Мы не гарантируем, что все занятия будут вечерними, но стараемся максимально этот принцип реализовывать.

Расскажите про курсы, которые могут выбрать студенты.

Этот блок предметов очень существенен в учебном плане. Студент может выбрать любой курс из общеуниверситетского каталога «МАГОЛЕГО». Я понаблюдал, что выбирают студенты программы «Менеджмент в СМИ», и был удивлен: на одном полюсе культурология, филология, курсы лингвистической направленности, на другом — математика и статистика. И это здорово, всем очень нравится, особенно тем, кто заканчивал бакалавриат не в Вышке.

Кроме того, есть курсы по выбору на самой программе. Их мы постоянно меняем, в будущем году они частично обновятся. На первом году обучения у нас планируются  «Стратегический медиаменеджмент», «Управление медиаактивами», «Продюсерское мастерство» и многие другие. На втором году — «Управление персоналом»,  «Внутренние коммуникации», «Анализ медиааудиторий», и это тоже далеко не полный список.

Кто преподает на программе?

У нас есть некая ротация в преподавательском составе. Такие предметы, как «Медиаменеджмент» и «Медиамаркетинг», которые имеют очень большое количество часов и длятся год, мы разбиваем на блоки. Каждый блок ведет новый преподаватель, причем мы принципиально приглашаем лучших практиков медиаиндустрии, ярких, интересных, которые могут что-то новое привнести в знания и навыки студентов.

Можете привести примеры?

В этом году впервые у нас прочел лекции Михаил Эйдельман, заместитель генерального директора телерадиокомпании «Звезда» по радиовещанию, один из очень авторитетных деятелей радио, член Российской Академии радио. Студентам очень понравилось, как он читал.

А иностранные преподаватели на программе работают?

Да, на новый учебный год у нас остается Ренира Гамбарато из Бразилии, она традиционно ведет курс Transmedia Storytelling. Есть Янис Милонас. Они будут читать и отдельные дисциплины по выбору, и мини-циклы в рамках больших предметов.

Преподаватели есть, а студенты приезжают из-за границы учиться менеджменту в СМИ?

У нас есть такие ребята. В основном, они из бывших советских республик — Казахстана, Армении, Киргизии, Белоруссии. В этом году у нас есть ребята из Литвы, Молдавии.  А на будущий год уже есть также заявки от граждан  Узбекистана, Таджикистана, Китая.

Вы знаете, где сейчас выпускники программы работают?

Частично. У нас есть очень интересные выпускники, очень яркие и достигшие замечательных успехов. Например,  это один из первых выпускников  нашей программы Эркин Бекмирзаев, который под моим руководством писал магистерскую работу. Он нашел себя в рекламном бизнесе и в прошлом году  за созданные им ролики получил во Франции, в Каннах «Золотого льва» и «Серебряного льва». Две премии — это блестящий результат. В журналистику ребята тоже идут — однажды в эфире канала «Россия 24» был момент, когда сразу три наших выпускника были в кадре — ведущая и два журналиста-репортера. И третье направление — научное. По меньшей мере, трое из наших выпускников 2010-2011 годов стали кандидатами наук, двое из них работают у нас на программе — Ксения Кидимова и Варвара Чумакова. И есть аспиранты, которые планируют защиту в течение года.

Эркин Бекмирзаев, выпускник программы «Менеджмент в СМИ» (2010) со статуэткой «Золотого каннского льва».

Эркин Бекмирзаев, выпускник программы «Менеджмент в СМИ» (2010)
со статуэткой «Золотого каннского льва»

Текст: Милена Рублева, 3 курс «Журналистики»