Программа научно-исследовательского семинара "Организационно-психологическое исследование"
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Психология в бизнесе» и изучающих дисциплину Научно-исследовательский семинар «Организационно-психологическое исследование».
Программа разработана в соответствии с:
- Оригинальным Образовательным Стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра;
- образовательной программой по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра факультета психологии НИУ ВШЭ (магистерская программа «Психология в бизнесе»);
- рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.68 «Психология» магистерской программы «Психология в бизнесе», утвержденным в 2011 г.
2. Цели освоения дисциплины
Научно-исследовательский семинар «Организационно-психологическое исследование» предназначен для студентов-магистрантов, продолжающих подготовку в области организационной психологии. Он должен познакомить студентов с методологией организационной психологии как науки, с проблемами планирования и проведения эмпирических исследований в организациях, а также анализа полученных данных, которые должны быть валидными, надежными и репрезентативными. Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций). При этом в первый год обучения акцент делается на обучении и демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности, во второй год обучения – на самостоятельной исследовательской деятельности студентов.
Знания, полученные студентами в ходе научно-исследовательского семинара «Организационно-психологическое исследование», должны помочь им правильно планировать и проводить исследования в рамках своих выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- иметь представление об основных теоретических подходах к изучению организации;
- усвоить понятийный аппарат, используемый при планировании организационно-психологического исследования;
- уметь ставить проблемы в организациях и осуществлять их научный анализ;
- обладать навыками постановки и решения исследовательских задач в области организационной психологии.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
|
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
|
Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности |
СК-М3 |
Воспроизводит ранее использованные методы (методики, приемы, техники) исследования в области организационной психологии; оценивает их преимущества и ограничения; обосновывает необходимость разработки новых методов / приемов; владеет способами проверки валидности и надежности вновь создаваемых методов / приемов. |
Разработка и защита программы эмпирического исследования; представление отчета о собранных эмпирических данных |
|
Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости |
СК-М6 |
Способен самостоятельно оценить недостаток информации и найти ее источники. Может отобрать источники релевантной информации. Способен оценить качество источников и информации. |
Выполнение курсовой работы и ВКР, выполнение заданий по поиску литературы в заданной предметной области. |
|
Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде |
СК-М8 |
Знает и придерживается международных стандартов профессиональной, в том числе научно-исследовательской деятельности. Свободно ориентируется в иностранной периодике на организационно-психологическую тематику.
|
Аналитическая работа с текстами научных статей, диссертаций, материалами конференций и т. д. на английском языке. Написание литературного обзора к курсовой работе и выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации). |
|
Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ. |
ИК-3 |
Дает определение различным типам научного текста – тезисы доклада, статья, рецензия, обзор. Демонстрирует способность самостоятельно подготовить текст каждого типа. Применяет существующие требования в ходе выступления с использованием мультимедийных средств презентации (ИКТ). |
Рецензирование курсовых работ и ВКР других студентов. Выступление с докладами на студенческих научных конференциях и семинарах. Написание и защита курсовой работы и ВКР. Опубликование тезисов доклада, статьи.
|
|
Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации. |
ИК-4 |
Способен найти релевантную литературу по заданной тематике. Способен оценить авторитетность и влиятельность литературных источников.
|
Практикум по работе с электронными ресурсами библиотеки ВШЭ |
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для магистерской программы «Психология в бизнесе» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
- общая психология;
- экспериментальная психология;
- социальная психология;
- организационная психология.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода);
- способность вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
- знание основ проведение научных психологических исследований;
- знание основ психодиагностики, требований к валидизации и стандартизации психологических исследовательских и диагностических методик;
- знание основ поведение человека в организации.
5. Тематический план учебной дисциплины
|
№ |
Название темы |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа |
||
|
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
||||
|
1 курс |
||||||
|
1 |
Научные основы организационной психологии |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
2 |
Исследовательская деятельность в организационной психологии |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
3 |
Планирование исследования |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
4 |
Психометрические требования к построению и проверке методик исследования |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
5 |
Схемы эмпирического исследования в организационной психологии |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
6 |
Качественные исследования в организационной психологии |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
7 |
Методы сбора первичной информации |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
8 |
Этические проблемы проведения организационно-психологического исследования |
34 |
- |
12 |
- |
22 |
|
9 |
Подготовка и презентация отчета по исследованию |
36 |
- |
20 |
- |
16 |
|
10 |
Защита курсовой работы |
34 |
- |
18 |
- |
16 |
|
|
Итого: |
342 |
- |
144 |
- |
198 |
|
2 курс |
||||||
|
11 |
Подготовка развернутого плана магистерской диссертации. |
48 |
- |
16 |
- |
32 |
|
12 |
Обсуждение представленных студентами планов магистерских диссертаций |
48 |
- |
16 |
- |
32 |
|
13 |
Разработка программы эмпирического исследования по теме диссертационного исследования |
48 |
- |
16 |
- |
32 |
|
14 |
Обсуждение представленных студентами программ эмпирических исследований |
48 |
- |
16 |
- |
32 |
|
15 |
Обсуждение информационных отчетов о результатах эмпирических исследований |
48 |
- |
20 |
- |
28 |
|
16 |
Предварительная защита магистерских диссертаций |
48 |
- |
20 |
- |
28 |
|
|
Итого |
288 |
- |
104 |
- |
184 |
|
|
Всего |
630 |
- |
244 |
- |
352 |
6. Формы контроля знаний студентов
|
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
2 год |
Параметры |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
Текущий |
Домашнее задание (к последнему занятию модуля) |
|
|
|
|
* |
* |
** |
|
Домашнее задание выполняется письменно в соответствие с предлагаемой тематикой (п. 9.1) |
|
Промежуточный |
Зачет |
|
* |
|
|
|
* |
|
|
Промежуточный отчет выполняется в форме письменной рецензии на домашнее задание сокурсника |
|
Итоговый |
Зачет |
|
|
|
* |
|
|
* |
|
Итоговый зачет выполняется в форме письменной рецензии на рабочий вариант магистерской диссертации сокурсника |
6.1 Критерии оценки знаний, навыков
1. Аудиторная работа. Оценивается активность студента в групповых дискуссиях и в обсуждении индивидуальных выступлений (презентаций). Оценка выступлений осуществляется по следующим критериям:
- наличие слайдов, сопровождающих презентацию;
- глубина и полнота изложения темы;
- структурированность презентации;
- ясность и четкость доклада, соблюдение регламента;
- полнота ответов на вопросы аудитории;
2. Домашнее задание. Подготовка домашнего задания нацелена на выработку отдельных компетенций научно-исследовательской деятельности. я темы;
3. Зачет. Промежуточный и итоговый зачет выполняется в форме письменной рецензии на домашнее задание сокурсника (промежуточный) или на рабочий вариант магистерской диссертации сокурсника (итоговый)
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки зачетной работы, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.
|
Оценка |
Критерии |
|
«Отлично»: 10
|
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия зачетной работы всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям. |
|
«Отлично»: 9, 8
|
Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия зачетной работы всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям. |
|
«Хорошо»: 7, 6
|
«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы, предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично. «6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы, предъявляемым критериям. |
|
«Удовлетворительно»: 5, 4
|
«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы, предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично. «4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы, предъявляемым критериям. |
|
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1 |
Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев |
|
«Работа не принимается»: 0 |
Работа не сдана |
7. Содержание дисциплины
1 год обучения
Тема 1. Научные основы организационной психологии
Философские и гносеологические основания научных исследований. Теоретические основы организационно-психологических исследований. Методологические принципы исследования организаций.
Представления о человеке в организации, работе и организации. Психологические теории организации. «Человек экономический», «человек социальный», «человек самоактуализирующийся», «человек комплексный».
Основная литература
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2000. – С.52-60.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 39-43.
- Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2005. - С.15-28.
- Геберт Д., Розенштиль Л. фон. Организационная психология. Человек и организация. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2006. – С. 12-32.
Дополнительная литература
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 21-50.
- Леонова А.Б., Чернышева А.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М.: Радикс, 1995. – С. 10-20.
- Власов П.К. Психология замысла организации: Принципы формирования стратегии. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2003. – С. 43-55.
Тема 2. Исследовательская деятельность в организационной психологии
Виды активности исследователя: проектирование, измерение, анализ. Критерии качества организационно-психологической информации: надежность, валидность, репрезентативность. Количественные и качественные исследования организаций.
Основная литература
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 42-57.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2000. – С. 61-64.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38-69.
Дополнительная литература
- Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл, 1996. - с. 248-264.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 37-50.
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – p. 6-10.
Тема 3. Планирование исследования
Этапы научного исследования: определение проблемы и постановка задачи, предварительный анализ имеющейся информации, формулировка гипотезы, выбор метода, сбор информации, анализ и обобщение результатов, представление отчета. Модель эмпирического исследования. Переменные исследования: теоретические и операциональные, зависимые и независимые, предикторы, детерминанты и критерии. Концептуальные и операциональные взаимосвязи.
Основная литература
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2000. – С. 64-67.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 41-67.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38-69.
Дополнительная литература
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates: Blackwell Publishing, 2005. – p. 11-20.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004. – P. 3-33.
Тема 4. Психометрические требования к построению и проверке методик исследования
Проблема качества измерения. Виды валидности: конструктная (концептуальная), содержательная, очевидная, критериальная (прогностическая и конкурентная). Случайные и систематические ошибки измерения. Надежность измерения: повторяемость (ретестовая надежность), согласованность. Источники ненадежности. Методы увеличения надежности.
Основная литература
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 166-181.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 75-105.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 109-118.
Дополнительная литература
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы.- М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 167-191.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 133-137.
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – p. 25-36.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004. – P. 57-76.
Тема 5. Схемы эмпирического исследования в организационной психологии
Планы эмпирического исследования. Экспериментальные исследования. Сценарий эксперимента. Экспериментальные планы. Мультивалентные и факторные экспериментальные планы. Квазиэксперимент. Проблемы внутренней валидности эксперимента. Проблемы внешней валидности. Полевые исследования. Опросы в организациях.
Основная литература
- Жуков Ю.М. Эксперимент // Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 50-67.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 31-33, 60-80
- Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2000. – С. 80-97.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы.- М.: Аспект Пресс, 2002. – С.192-245, 303-325.
Дополнительная литература
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38-69.
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – p. 69-93.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 55-86.
Тема 6. Качественные исследования в организационной психологии
Особенности качественных исследований. Возможности качественных исследований в организационных исследованиях. Виды неколичественных планов исследования в организациях: исследование действием, этнографические исследования, наблюдение в естественных условиях, анализ отдельного случая (кейс-стади).
Основная литература
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 20-62.
- Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – С. 15-18.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 43-53.
- Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 27-32.
Дополнительная литература
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – С. 117-157.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.
- Handbook of applied social research methods / Ed. by L. Brickman, D.J. Rog. – Sage Publications 1998. – P. 473-504.
- Handbook of qualitative research methods for psychology and the social sciences / Ed by. J.T.E. Richardson. – BPS Blackwell, 2002. – P. 102-124.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004. – P. 99-119.
- Van Maanen J. The Fact of Fiction in Organizational Ethnography // Administrative Science Quarterly, 1979, Vol. 24, N. 4. P. 539-550.
Тема 7. Методы сбора первичной информации
Методы и методики. Основания для выбора методики. Принцип дополнительности в подборе методик. Выбор количества методик. Группы методов психологической диагностики. Сильные и слабые стороны опросников. Феномен социальной желательности. Сравнение количественных и качественных методов. Сочетание различных методов в организационно-психологическом исследовании. Стратегии совместного использования количественных и качественных методов: триангуляция, дополнение, развитие, инициация, расширение.
Основная литература
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 38-115.
- Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2000. – С. 67-83.
- Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 124-129.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 31-53.
- Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.
- Greene J.C., Caracelli V.J., Graham W.F. Towards a conceptual framework for mixed-method evaluation designs // Educational Evaluation and Policy Analysis, 1989, Vol. 11, N. 3. P. 255-274.
Дополнительная литература
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002.- С. 39-59.
- Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. – 1992. – № 8. – С. 72-77.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38-69.
- Downey H.K., Ireland R.D. Quantitative Versus Qualitative: Environmental Assessment in Organizational Studies // Administrative Science Quarterly, 1979, Vol. 24, No. 4. P. 630-637.
- Dubois N. Scales and Questionnaires Measuring Internal Vs. External Causal Explanations in Organizational Contexts // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1997, Vol. 6, Iss. 1. P. 25-35.
- Handbook of qualitative research methods for psychology and the social sciences / Ed by. J.T.E. Richardson. – BPS Blackwell, 2002. – P. 159-174.
- Sale J.E.M., Lohfeld L.H., Brazil K. Revisiting the quantitative-qualitative debate: Implications for mixed-methods research // Quality & Quantity, 2002, Vol. 36, Iss. 1. P. 43-53.
- The Sage handbook of methods in social psychology / Ed. by C. Sansone, C.C. Morf, A.T. Panter. – Sage Publications, 2004. – P. 457-470.
- Yauch C.A., Steudel H.J. Complementary Use of Qualitative and Quantitative Cultural Assessment Methods // Organizational Research Methods, 2003, Vol. 6, No. 4. P. 465-481.
Тема 8. Этические проблемы проведения организационно-психологического исследования
Корректное обращение с испытуемыми. Правила вежливости. Этические принципы проведения психологических исследований. Информированное согласие. Предполагаемые требования (подсказки экспериментатора). Реакции участников на предполагаемые требования: содействующие, бдительные и противодействующие испытуемые. Способы избежания подсказок. Проблема обмана испытуемых. Фальсификация исследований. Различные виды уловок: грязные трюки, сомнительные и чистые трюки в науке.
Основная литература
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.69-74.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – СПб.: Питер, 2004. – С.63-65.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 116-173.
Дополнительная литература
- Handbook of applied social research methods / Ed. by L. Brickman, D.J. Rog. – Sage Publications 1998. – P. 127-156.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004. – P. 34-56.
- The Sage handbook of methods in social psychology / Ed. by C. Sansone, C.C. Morf, A.T. Panter. – Sage Publications, 2004. – P. 45-70.
Тема 9. Подготовка и презентация отчета по исследованию
Подготовка научной публикации. Композиция статьи. Заглавие, ключевые термины, аннотации, историография темы, гипотезы, инструментарий, обоснование переменных, описание объекта, обсуждение данных, выводы. Композиция рецензии. Вспомогательный аппарат публикации. Примечания, ссылки на источник, указатели. Правила оформления библиографических списков. Библиографическое описание документа. Построение текста выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Построение устного выступления на защите диссертации.
Основная литература
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 228-247.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. - С. 126-132.
- Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – С. 61-172.
Дополнительная литература
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 378-426.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004. – P. 459-478.
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – p. 217-227.
Тема 10. Защита курсовой работы
Первый год научно-исследовательского семинара завершается защитой студентами курсовых работ по темам своих магистерских диссертаций. Проводится групповое обсуждение работ на основе знаний, полученных в ходе семинарских занятий.
2 год обучения
Тема 11. Подготовка развернутого плана магистерской диссертации.
Студентам даются рекомендации по подготовке плана магистерской диссертации, демонстрируются лучшие образцы планов магистерских диссертаций выпускников прошлых лет.
Тема 12. Обсуждение представленных студентами планов магистерских диссертаций
Студенты выступают с презентациями развернутых планов собственных магистерских диссертаций. Организуются публичные дискуссии, высказываются критические замечания по совершенствованию и детализации планов диссертаций.
Тема 13. Разработка программы магистерского исследования
Ознакомление студентов с основными принципами и этапами построения и разработки программы эмпирического исследования: обоснование выборки исследования, методов и процедуры исследования, подбора методов математической статистики для обработки результатов исследования.
Тема 14. Обсуждение представленных студентами программ эмпирических исследований
Студенты выступают с презентациями программ собственных магистерских исследований. Организуются публичные дискуссии, высказываются критические замечания по совершенствованию и детализации программ магистерских исследований.
Тема 15. Обсуждение информационных отчетов о результатах эмпирических исследований
Студенты выступают с информационными отчетами-презентациями результатов собственных магистерских исследований. Организуются публичные дискуссии-обсуждения результатов исследований.
Тема 16. Предварительная защита магистерских диссертаций
Студенты выступают с докладами об основных положениях своих магистерских диссертаций. Организуется публичная дискуссия – обсуждение магистерских диссертаций. Высказываются критические замечания и пожелания по совершенствованию работ.
8. Образовательные технологии
В рамках курса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
8.1 Методические рекомендации преподавателю
8.2 Методические указания студентам
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1 Тематика заданий текущего контроля
Примерная тематика домашних заданий
1 год обучения
- список научных журналов с публикациями по организационно-психологическим исследованиям (на русском и иностранных языках) (1-й модуль);
- рецензия на статью в периодической печати с результатами организационно-психологического исследования (на русском и иностранном языках) (2-й модуль);
- проект (замысел) курсовой работы (3-й модуль);
- обзор научной периодической литературы по теме курсовой работы в форме реферата (4-й модуль);
2 год обучения
- развернутый план магистерской диссертации (1-й модуль);
- программа эмпирического (теоретического) исследования (2-й модуль);
- информационный отчет о собранных эмпирических данных (3-й модуль);
- рабочий вариант диссертации для прохождения предзащиты (3-й модуль).
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Теоретические основы организационно-психологических исследований.
- Методологические принципы исследования организаций.
- Психологические теории организации.
- Виды активности исследователя: проектирование, измерение, анализ.
- Критерии качества организационно-психологической информации: надежность, валидность, репрезентативность.
- Количественные и качественные исследования организаций.
- Этапы типичного научного исследования
- Модель эмпирического исследования. Переменные исследования, и основные виды. Концептуальные и операциональные взаимосвязи между переменными.
- Проблема качества измерения. Виды валидности.
- Случайные и систематические ошибки измерения. Надежность измерения. Методы увеличения надежности.
- Планы эмпирического исследования в организационной психологии. Экспериментальные исследования.
- Планы эмпирического исследования в организационной психологии. Квазиэксперимент. Проблемы внутренней и внешней валидности эксперимента.
- Планы эмпирического исследования в организационной психологии. Полевые исследования. Опросы в организациях.
- Особенности качественных исследований. Возможности качественных исследований в организационных исследованиях. Виды неколичественных планов исследования в организациях.
- Методы и методики. Основания для выбора методики.
- Сочетание различных методов в организационно-психологическом исследовании. Стратегии совместного использования количественных и качественных методов.
- Корректное обращение с испытуемыми. Проблема обмана испытуемых. Фальсификация исследований.
- Подготовка научной публикации. Композиция статьи.
- Композиция рецензии. Вспомогательный аппарат публикации.
- Правила оформления библиографических списков. Библиографическое описание документа.
- Построение текста выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
- Построение выступления на защите магистерской диссертации.
- Выступление с научным докладом по организационной психологии.
9.3 Примеры заданий промежуточного/итогового контроля
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
1 курс
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = 0,5 Оаудиторная + 0,5 Осам. работа
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Опромежуточный = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий
Оитоговый = 0,4·Озачет +0,3 Опромежуточный +0,3·Отекущий
2 курс
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = Одз;
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Опромежуточный = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная
Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.
В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».
Условия пересдач
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:
Одисциплина = 0,5·Опромежуточный + 0,5 Оитоговый
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1 Базовые учебники
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта, 2000. – Глава 2.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – Главы 2, 3.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 2, 3, 4.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – Главы 2, 4.
11.2 Основная литература
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995.
- Геберт Д., Розенштиль Л. фон. Организационная психология. Человек и организация. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2006. – С. 12-32.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2006.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
- Жуков Ю.М. Эксперимент // Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 50-67.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2000.
- Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
- Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2005.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы.- М.: Аспект Пресс, 2002.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002.
- Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 124-129.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
- Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.
- Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.
- Greene J.C., Caracelli V.J., Graham W.F. Towards a conceptual framework for mixed-method evaluation designs // Educational Evaluation and Policy Analysis, 1989, Vol. 11, N. 3. P. 255-274.
11.3 Дополнительная литература
- Власов П.К. Психология замысла организации: Принципы формирования стратегии. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2003. – С. 43-55.
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.
- Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. – 1992. – № 8. – С. 72-77.
- Леонова А.Б., Чернышева А.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М.: Радикс, 1995.
- Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл, 1996. – С. 248-264.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
- Downey H.K., Ireland R.D. Quantitative Versus Qualitative: Environmental Assessment in Organizational Studies // Administrative Science Quarterly, 1979, Vol. 24, No. 4. P. 630-637.
- Dubois N. Scales and Questionnaires Measuring Internal Vs. External Causal Explanations in Organizational Contexts // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1997, Vol. 6, Iss. 1. P. 25-35.
- Handbook of applied social research methods / Ed. by L. Brickman, D.J. Rog. – Sage Publications 1998.
- Handbook of qualitative research methods for psychology and the social sciences / Ed by. J.T.E. Richardson. – BPS Blackwell, 2002.
- Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. – Malden Blackwell Publishing, 2004.
- Sale J.E.M., Lohfeld L.H., Brazil K. Revisiting the quantitative-qualitative debate: Implications for mixed-methods research // Quality & Quantity, 2002, Vol. 36, Iss. 1. P. 43-53.
- Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005.
- The Sage handbook of methods in social psychology / Ed. by C. Sansone, C.C. Morf, A.T. Panter. – Sage Publications, 2004.
- Van Maanen J. The Fact of Fiction in Organizational Ethnography // Administrative Science Quarterly, 1979, Vol. 24, N. 4. P. 539-550.
- Yauch C.A., Steudel H.J. Complementary Use of Qualitative and Quantitative Cultural Assessment Methods // Organizational Research Methods, 2003, Vol. 6, No. 4. P. 465-481.
11.4 Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка курса оказывается веб-сайтом НИС:
http://www.hse.ru/org/hse/psy/66592/org_psychology/
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория с мультимедийным проектором, компьютерный класс с доступом к электронным ресурсам библиотеки ВШЭ
