• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возрастная психология образования

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение основных образовательных трендов, психологии обучения, психологии личности и социальной психологии с учётом возрастной динамики. В первую очередь на курсе будет рассматриваться обучение взрослых людей, которые являются основными субъектами образовательной системы. Будут рассматриваться когнитивное развитие и личностные изменения, происходящие в течение жизни. Курс имеет практико-ориентированный характер и подразумевает использование полученных знаний по курсу и личного опыта студентов. В процессе будут предлагаться упражнения для познания собственного опыта с опорой на современные научные исследования. В результате студенты курса смогут использовать полученные знания при проектировании собственных курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты умеют использовать знания о возрастной психологии при работе с целевой аудиторией при проектировании образовательных продуктов. Студенты разрабатывают образовательные продукты с учётом особенностей среды и управляют образовательными продуктами. Студенты анализируют возможности и ограничения целевой аудитории и среды для продвижения собственных образовательных продуктов. Студенты критически оценивают ситуацию, выявляют проблемы и понимают, как их решить, с учётом полученных знаний. Студенты учитывают собственные психологические особенности при проектировании курсов. Студенты умеют организовать работу в команде с учётом психологических особенностей, чтобы достичь поставленной цели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты умеют анализировать современные образовательные кейсы
  • Студенты умеют использовать пройденный материал по курсу для разработки собственных образовательных программ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
  • Тема 2.
  • Тема 3.
  • Тема 4.
  • Тема 5.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 9.
  • Тема 10.
  • Тема 11.
  • Тема 12.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Выберите фильм или сериал, в котором рассматривается тема обучения, и опишите этот кейс. Вам будут предложены три группы вопросов, касающихся трендов, культуры и среды обучения, портрета одного из героев, соотнесения кейса с личным опытом. Отвечать на вопросы нужно с опорой на пройденный материал по курсу: Тренды, культура и среда обучения какие тренды заметили, по каким маркерам их определили какая культура складывается в школе/вузе, какие ценности лежат в основе как стейкхолдеры влияют на восприятие учащимися школы и образования как выстраиваются отношения между преподавателями и студентами (поддержка vs. контроль, вертикальные vs. горизонтальные, власть vs. сотрудничество) какие отношения складываются внутри учебной группы и как они влияют на обучение (агрессия, буллинг, выгорание, сотрудничество, конкуренция) как показано обучение (трудный или лёгкий процесс, рутинный или творческий, требующий усилий и времени или не отнимающий время и второстепенный) Портрет одного из героев: выберите героя и опишите его траекторию обучения (цели, выборы предметов, планирование своей карьеры с учётом получаемого образования, адаптация к среде обучения) оцените, соответствуют ли возможности героя тем условиям, в которых он находится. Аргументируйте свою точку зрения если представленная траектория обучения, на ваш взгляд, ему подходит, опишите возможные варианты профессионального развития этого героя если представленная траектория обучения, на ваш взгляд, ему не подходит, опишите, какая форма обучения ему бы подошла, и объясните, почему Соотнесение с личным опытом: учились ли вы когда-нибудь в представленной в кейсе среде (если да, опишите достоинства и недостатки; если нет, подумайте о возможных рисках и преимуществах для вас, если бы вы оказались в такой средне) (не менее 3 рисков и не менее 3 преимуществ) подумайте о том, как замеченные вами преимущества можно встроить при проектировании собственного курса, и напишите возможные способы их реализации (не менее 3 аргументов) подумайте о том, как замеченные вами недостатки можно исправить и как это сделать (и нужно ли?) (не менее 3 аргументов) сравните траекторию героя с собственной траекторией обучения: в чём ваш опыт похож, а в чём отличается? Укажите не менее 3 аргументов для сходств и не менее 3 аргументов для различий.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Практическое задание, осуществляется в группе: описание кейса разработки учебного курса по схеме и представление его на паре в виде презентации. Этот кейс вы должны придумать сами, как если бы к вам обратился заказчик или если бы самостоятельно решили выйти на рынок образовательных услуг и предложить новый продукт. При выполнении практического задания обязательно используйте пройденный материал по курсу. Слайды презентации не должны быть перегружены текстом и дублировать материал лекций. Ваша задача - применить полученные знания и адаптировать их под себя. На выступление даётся 15 минут, после чего в течение 10 минут проводится обсуждение. Задание состоит из трёх типов задач, которые нужно решить: 1). вам нужно описать кратко максимально подробно курс, который вы проектируете (название, цели, аудитория, формат) 2). вам нужно использовать метакогнитивные навыки и техники эмоциональной саморегуляции, чтобы понять, какие личностные трудности будут мешать вашей работе над курсом 3). вам нужно подумать о проблемах, которые возникнут в процессе продвижения курса и его запуска, и предложить возможные пути решения При выполнении практического задания учитывайте следующие критерии: Часть 1. Описание курса какой курс вы хотите проектировать, какова его цель, какие результаты ожидаете получить в какой форме будет проходить обучение (очная форма, blending learning, онлайн) целевая аудитория курса: возраст, мотивация слушателей, их уровень подготовки и образование какие тренды в обучении будете учитывать при проектировании курса, как учитывать запросы аудитории и другие аналогичные предложения как вы будете составлять расписание занятий с учётом знания о работе когнитивных функций Часть 2. Поиск и преодоление личностных трудностей какие ваши ограничивающие убеждения могут возникнуть в процессе создания программы, которые будут мешать вам в процессе работы какие у вас есть позитивные убеждения, которые помогут вам продолжать работу над курсом в чём ваши эмоции будут вам мешать, а в чём помогать какие возможные причины, из-за которых вы можете бросить идею создать курс, как вы поступите с опорой на имеющийся опыт, и как вы будете поддерживать свою мотивацию продолжать работу по проекту, также с опорой на опыт Часть 3. Проблемы в процессе продвижения и запуска курса (выберете одну трудность, которая возникнет, и подумайте о способах её разрешения) проблема между стейхолдерами образовательного процесса проблема с привлечением аудитории проблемы внутри учебной группы внутриличностные проблемы
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Оценивается участие студентов в занятиях - ответы на вопросы, вовлеченность в обсуждения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание 1 + 0.4 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., 2002
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 17825 - Дж.Уитмор - Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства - 9785961412888 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17825
  • Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow : The Psychology of Optimal Experience (Vol. 1st ed). Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=237572
  • Csikszentmihalyi, M. (1997). Happiness and creativity: Going with the flow. Futurist, 31(5), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9710064070
  • Jeffrey Jensen Arnett. (2015). Emerging Adulthood : The Winding Road From the Late Teens Through the Twenties: Vol. Second edition. Oxford University Press.
  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5231F3
  • Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 13 с. — ISBN 978-5-507-34550-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35291 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Шаповаленко, И. В.  Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11587-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517644 (дата обращения: 28.08.2023).