• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимодействие поколений. Что мы теряем, если об этом не знаем?


12 мая мастер-класс «Взаимодействие поколений. Что мы теряем, если об этом не знаем?» для Клуба инноваторов НИУ ВШЭ провел руководитель проекта «RuGenerations –Теория поколений в России», заместитель генерального директора компании Sherpa S Pro Евгений Никонов.

Евгений начал с того, что отметил: как и любая теория, Теория Поколений стремится, связать факторы прошлого, обеспечить базу для принятия решений в настоящем и построить прогноз будущего. При этом не существует универсальной теории «обо всем». У каждой есть свои оговорки и место применения.

Большая идея Теории поколений заключается в том, что поколенческие ценности формируются у детей в возрасте до 10-12 лет, когда еще отсутствует критическое мышление. При этом, на формирование ценностей, которые по природе своей исключительно индивидуальны, влияют факторы, характерные для больших групп населения. Именно это и определяет факт существования ценностей, общих для больших групп населения, часто разделенных территориально и социально, но находящихся в общем информационном пространстве.

Среди таких факторов выделяют:

1) общие значимые события и воспоминания (как для страны, так и для мира в целом);
2) общие подходы к воспитанию и приоритеты в воспитании;
3) информационные сообщения;
4) то, что является привычным и то, что является дефицитом.

Собственно, сбор, обобщение и анализ факторов, характерных для разных поколений, а также механизмов их влияния на формирование групповых ценностей является основой исследований в области Теории поколений. Однако, при анализе необходимо принимать во внимание ряд существенных ограничений данной теории, а именно, ориентацию на средний класс, групповой характер предлагаемых решений, существование пограничных случаев и особых территорий (например, Академгородки, Военные городки и территории с сильным национальным влиянием). Кроме того, набор индивидуальных ценностей включает еще другие типы ценностей, которые могут иметь важное значение при выстраивании персональных отношений.

Основная часть мастер-класса была посвящена описанию разных поколений России, в частности, Бэби-бумеров (1944 – 1963 г.р.), поколения Х (1964 – 1984 г.р.) и Миллениума (1985 – 2003 г.р.). Рассматривали их характерные черты, особенности формирования, важные события и групповые мэсседжи, определяющие поколенческие ценности. Например, интересным является различие в типах командной работы. Бэби-бумеры используют модель «дворовой» команды и привыкли обсуждать все вопросы вместе (социальный ритуал). Представители поколения Х, выросшие на улице («поколение с ключом на шее»), высоко ценят индивидуальные качества, необычность и неформальность общения, при этом выстраивание командной работы вызывает иногда затруднения, но как рыба в воде чувствуют себя в персональных, личных  отношениях. В поколении Миллениум (в медиа используют обозначение «Y») широко распространена модель деятельности в сообществе, направленная на улучшение окружающего мира (impact как ценность), при этом, в отличие от предыдущих поколений, Миллениумы гораздо более строго относятся к постановке целей и соблюдению дедлайнов.

Одним из самых важных аспектов Теории Поколений является существование цикличности в формируемых поколенческих ценностях с периодом 80-90 лет, обнаруженной авторами теории Штраусом и Хоувом при анализе 13 поколений в США. Более подробно с принципами и положениями Теории Поколений можно познакомиться с помощью материалов ресурса rugenerations.su и группы facebook.com/groups/rugenerations.  

 

Подготовлено Клубом Инноваторов НИУ ВШЭ.