Как Золушке удалось найти принца по интернету, или где место для креативности в школе?
Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».
Надежда Авдеенко, кандидат наук об образовании и аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала о том, что такое креативное мышление, об истории его изучения и современных способах оценки.
Креативность или креативное мышление –
это тренируемая способность производить и разрабатывать идеи и решения, которые были бы одновременно новыми и релевантными для данного контекста.
Психометрическое изучение креативности началось в США в 1950-е годы. Психолог Дж. Гилфорд разделил мышление на два типа:
- конвергентное – анализ фактов и выработка единого решения,
- дивергентное – мозговой штурм и выработка различных решений.
С. Медник под креативным мышлением понимал мышление «около» проблемы, в смежных смысловых зонах. Он зафиксировал, что дивергенция может быть как «умной», так и нерелевантной. В 1962 г. он разработал тест отдалённых ассоциаций, направленный на поиск нестандартных ассоциаций.
В настоящее время исследование PISA измеряет креативность учащихся в четырёх областях:
вербальное креативное самовыражение – создание высказываний
визуальное креативное самовыражение – создание изображений
решение естественнонаучных проблем – например, выдвижение гипотез для наблюдаемых физических явлений или построение инженерных конструкций
решение социальных проблем в области инклюзии, экологии и т.д.
Критерий креативности – редкость решения, предложенного учащимся.
Теоретической рамкой для изучения креативности может выступать системная модель креативности М. Чиксентмихайи. Она постулирует, что творческие идеи возникают не в вакууме, а в системе, где важны три элемента:
Индивид
его личностные качества, воспитание, образование, культурный капитал
Эксперты
их способность распознать и заступиться за креативную идею
Область человеческой культуры
её восприимчивость к креативности
Применительно к школьному классу индивидами выступают ученики, экспертом – учитель, а область человеческой культуры сужается до учебного содержания.
В своём диссертационном исследовании Надежда с помощью социокультурного дискурс-анализ оценивала, как учителя воспринимают ответы учащихся на творческие задания. Поведенческий репертуар учителей образовал континуум между максимальным принятием любого ответа (открытостью) и максимальным контролем за ответом (структурой).
На середине континуума учитель пытается направить учеников, мотивирует подумать об альтернативных подходах к решению. Когда учитель уходит в полюса, теряется развивающая ситуация.
Вопрос – ответ
В ходе наблюдения за уроками нам не казалось, что учителя не заинтересованы. Другое дело, не все учителя понимают, как реагировать на творческие ответы. Развить осознанность учителя может метод video-stimulated recall, когда учителя просматривают моменты из своей практики и обосновывают свои реакции.
Негативные эмоции могут быть разные – некоторые из них связаны с амбициями, желанием отвлечься от грусти… Возможно, человек «переплавляет» свой негатив в творческие решения.
С помощью тестов! Их можно найти, например, в сборнике Е. Туник «Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления».
Рекомендованная литература:
- Чиксентмихайи М. «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»,
- Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. «Психология креативности»,
- Матюшкин А.М. «Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций».
Чтобы узнать больше полезных ресурсов и заданий на оценку креативности, смотрите запись встречи.