• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Золушке удалось найти принца по интернету, или где место для креативности в школе?

Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Как Золушке удалось найти принца по интернету, или где место для креативности в школе?

Надежда Авдеенко, кандидат наук об образовании и аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала о том, что такое креативное мышление, об истории его изучения и современных способах оценки.

Креативность или креативное мышление

это тренируемая способность производить и разрабатывать идеи и решения, которые были бы одновременно новыми и релевантными для данного контекста.

Психометрическое изучение креативности началось в США в 1950-е годы. Психолог Дж. Гилфорд разделил мышление на два типа:

  • конвергентное – анализ фактов и выработка единого решения,
  • дивергентное – мозговой штурм и выработка различных решений.

С. Медник под креативным мышлением понимал мышление «около» проблемы, в смежных смысловых зонах. Он зафиксировал, что дивергенция может быть как «умной», так и нерелевантной. В 1962 г. он разработал тест отдалённых ассоциаций, направленный на поиск нестандартных ассоциаций.

В настоящее время исследование PISA измеряет креативность учащихся в четырёх областях:

вербальное креативное самовыражение – создание высказываний

визуальное креативное самовыражение – создание изображений

решение естественнонаучных проблем – например, выдвижение гипотез для наблюдаемых физических явлений или построение инженерных конструкций

решение социальных проблем в области инклюзии, экологии и т.д.

Критерий креативности – редкость решения, предложенного учащимся.

Теоретической рамкой для изучения креативности может выступать системная модель креативности М. Чиксентмихайи. Она постулирует, что творческие идеи возникают не в вакууме, а в системе, где важны три элемента:

Индивид

его личностные качества, воспитание, образование, культурный капитал

Эксперты

их способность распознать и заступиться за креативную идею

Область человеческой культуры

её восприимчивость к креативности

Применительно к школьному классу индивидами выступают ученики, экспертом – учитель, а область человеческой культуры сужается до учебного содержания.

В своём диссертационном исследовании Надежда с помощью социокультурного дискурс-анализ оценивала, как учителя воспринимают ответы учащихся на творческие задания. Поведенческий репертуар учителей образовал континуум между максимальным принятием любого ответа (открытостью) и максимальным контролем за ответом (структурой).

На середине континуума учитель пытается направить учеников, мотивирует подумать об альтернативных подходах к решению. Когда учитель уходит в полюса, теряется развивающая ситуация.

Вопрос – ответ

Может ли открытость учителя к ответам учеников свидетельствовать о равнодушии?

В ходе наблюдения за уроками нам не казалось, что учителя не заинтересованы. Другое дело, не все учителя понимают, как реагировать на творческие ответы. Развить осознанность учителя может метод video-stimulated recall, когда учителя просматривают моменты из своей практики и обосновывают свои реакции.

Почему негативные эмоции не подавляют креативность?

Негативные эмоции могут быть разные – некоторые из них связаны с амбициями, желанием отвлечься от грусти… Возможно, человек «переплавляет» свой негатив в творческие решения.

Как преподавателю измерить уровень креативности своих учеников?

С помощью тестов! Их можно найти, например, в сборнике Е. Туник «Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления».

Рекомендованная литература:

  • Чиксентмихайи М. «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»,
  • Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. «Психология креативности»,
  • Матюшкин А.М. «Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций».

Чтобы узнать больше полезных ресурсов и заданий на оценку креативности, смотрите запись встречи.

Запись встречи