• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Январь

Чек-листы и рабочая тетрадь как инструменты формирующего оценивания в образовательных курсах без обратной связи

18 декабря в 18:00 состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Чек-листы и рабочая тетрадь как инструменты формирующего оценивания в образовательных курсах без обратной связи

Спикер

Анастасия Куприна, студентка 2 курса программы «Педагогическое образование», методист в Яндекс практикум в отделе анализа данных.

Содержание встречи

Теоретической рамки, как правильно создавать чек-листы, не существует, поэтому мы ориентируемся на свой опыт, свою насмотренность.

Ключевой вопрос: как встроить оценивание, если нет возможности дать обратную связь и встроить задания с автоматической проверкой?

  • Аспекты формирующего оценивания

    обратная связь

    предоставление учащимся своевременной и конструктивной обратной связи, которая помогает понять свои успехи и ошибки

    участие учащихся

    вовлечение учащихся в процесс оценивания, мотивация к самоанализу, постановке целей, саморегуляции

    адаптивность

    адаптация методов обучения и содержания курса в соответствии с потребностями и успехами учащихся

Чек-лист – список критериев, которые описывают правильное выполнение действия/задачи

  • самостоятельная проверка
  • ясность ожиданий
  • содействие непрерывному обучению

❗️Есть проверка только наличия элементов, но не качества

Как создать чек-лист

Определить цель чек-листа.

Проанализировать задачи или процесс (разделить конечный результат на небольшие шаги).

Убедиться, что вы всё учли.

Составить пункты чек-листа (краткие, ясные и конкретные).

Посмотреть на готовый чек-лист и при необходимости скорректировать.

Протестировать чек-лист и внести изменения (при необходимости).

Составить финальную версию.

Рабочая тетрадь – специально подготовленное учебное пособие, которое содержит различные задания, упражнения, инструкции, направленные на углублённое понимание материала и развитие навыков (поддержка самостоятельного обучения – саморегуляции, самообучения, рефлексии).

В нашем случае рабочая тетрадь содержит также элементы формирующего оценивания: чек-листы и задания на рефлексию.

Как спроектировать рабочую тетрадь

Определить цели и содержание: какие учебные цели и ключевые понятия должна поддерживать рабочая тетрадь.

Выбрать материал, который будет соответствовать учебным целям и интересам учащихся.

Структурировать материал: разделить его на учебные модули или разделы для удобства использования, а также последовательную структуру, которая будет логично вести учащихся через учебный материал.

Разработать задания и упражнения (задания должны быть разнообразными: вопросы с выбором ответа, задачи на критическое мышление, творческие проекты, задания на рефлексию).

Интегрировать инструменты оценивания: включить инструменты для самооценки, например, чек-листы или рефлексивные вопросы.

Предусмотреть место для заметок и комментариев учащихся.

Дизайн и форматирование: сделать дизайн привлекательным и читабельным, использовать визуализацию.

Тестирование и обратная связь.

Финальная работа в формате PDF, интерактивного онлайн-документа.

Вопрос – ответ

Насколько рабочая тетрадь предназначается только для самостоятельной работы студента? Или возможен вариант с участием учителя?

Я бы сказала, что это больше для индивидуальной работы студента, потому что я воспринимаю это как пространство личной работы. Конечно, учитель может заходить проверять задания и давать комментарии в качестве обратной связи. Но в первую очередь это пространство для творчества студента. Иногда рабочая тетрадь может становиться интерактивным инструментом взаимодействия студента с преподавателем или другими студентами.

С какого возраста можно эффективно использовать эти инструменты?

Использование рабочей тетради зависит от тех заданий, которые она содержит, потому что в тех примерах, которые я показывала, задания более сложные: на рефлексию на самоанализ, и такие тетради можно использовать для 8 класса и старше (можно пробовать в 7 классе). А для ребят помладше лучше делать рабочие тетради с более творческими заданиями, где надо подумать, показать, собрать, скорее про изучение мира, чем про изучение себя. Чем они старше, тем им интереснее выполнять рефлексивные задания. Чек-листы можно вводить, когда уже появляется навык работы с информацией, с 6-7 класса можно давать простые чек-листы из 4-5 пунктов, но нужно экспериментировать и проверять.

Чек-листы, которые ты разрабатываешь, ты смотришь на других проектах, у коллег или есть какая-то база, форма, где есть шаблоны?

Тут есть несколько аспектов: если мы говорим про формулировки и последовательность пунктов, то это универсальная логика и умение работать с информацией, а если мы говорим про шаблоны и визуальное оформление, то я смотрю на другие проекты, что там есть интересного, иногда помогают соцсети (Pinterest, Behance).

В какой форме у ученика/студента остаётся рабочая тетрадь?

Есть несколько вариантов: в электронном виде это, конечно, ссылка на гугл-документ, гугл-таблицу. Можем электронный вариант также сохранить в PDF и внутри файла сделать редактируемые поля, в нём можно работать без привязки к онлайну. Ещё один вариант: создавать и распечатывать. Да, получается много ссылок, но я именно за такой вариант. Чтобы сделать рабочую тетрадь менее громоздкой, можно разбивать на части или предлагать ответы на задания прикладывать отдельными документами/ссылками. Рабочая тетрадь тогда не сборник заданий, а набор ссылок с выполненными заданиями.

Материалы встречи

Конспет встречи

Запись встречи (YouTube)

 

P.S. Если у вас есть интересные темы, злободневные вопросы или талантливые спикеры и другие идеи для встреч – пишите нам: eapestrikova@hse.ru (Екатерина).