• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебная задача в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Учебная задача в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Елена Васильевна Чудинова, автор курсов «Окружающий мир» и «Новая биология» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, ведущий научный сотрудник ФНЦ ПМИ (Психологический институт РАО им. Л.В. Щукиной), рассказала о понятии учебной задачи, её роли в образовательном процессе, принципах постановки и решения.

Учебная задача – одно из ключевых понятий в системе развивающего обучения, центральный элемент теории учебной деятельности. 

Это задача, которую решает ученик, осуществляя учебное действие. Объект учебного действия – это способ действия, а не предметы или их конкретные свойства, как это бывает в практических задачах.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что в ходе освоения нового способа действия изменяется сам действующий субъект. А В.В. Давыдов отмечал: освоение нового способа действия идёт по пути от общего к частному, что отражается в учебных задачах. Учебная задача в его определении – это

та одна конкретная задача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса.

Учебная задача состоит из двух слоёв:

  • конкретно-практического слоя и
  • общего способа действия.

Говорить о втором позволяет модельная, знаково-символическая форма.

Модельные языки зависят от предметности – это формулы, чертежи, схемы, имитационные игры. Зачастую необходимо использовать резные модельные языки.

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова каждая предметная линия (в рамках одного предмета и курса их может быть несколько) имеет главную учебную задачу. Её решение позволяет открыть основной принцип. Затем решаются частные задачи, главная задача конкретизируется, происходит выращивание нового знания.

Как поставить учебную задачу?

Елена Васильевна приводит пример учебной задачи из курса «Окружающий мир», направленной на открытие способа внесения в карту информации о высоте. Необходимо, чтобы дети открыли для себя изолинии.

Столкновение с проблемой

Нужно найти ситуацию, в которой высота станет актуальной: учащиеся рисуют самый короткий путь между домами, разделёнными горой.

Проверка решений

Учитель демонстрирует макет горы. Учащиеся проводят измерения и выясняют, чей путь правильный.

Вывод

Те, кто оказался не прав, возражают, что не знали высоту горы. Учащиеся делают вывод, что её нужно обозначать на карте.

Выдвижение гипотез

Учащиеся предлагают, как обозначить высоту, и через обсуждение с помощью учителя приходят к изолиниям.

Моделирование

Модель изолиний анализируется и на следующих уроках начинает использоваться для решения частных задач (температура, глубина и т.д.).

Как решить учебную задачу?

По словам Д.Б. Эльконина,

учебная задача считается решённой, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Важно, чтобы не только произошло открытие, но и чтобы способ действия был освоен. Освоение способа действия выражается в сложности задач и степени самостоятельности их решения.

Вопрос – ответ

Учитель сам придумывает главную и частные учебные задачи?

Чаще всего нет, так как это сложный процесс: нужно найти материал, опробовать его. Для того чтобы учебная задача приобрела нужную форму, необходимо время, работа коллектива. Но творчески работающий учитель может попробовать!

Как облегчить младшим школьникам переход от конкретно-практического слоя к модельным языкам?

Детей знакомят со знаково-символическими средствами медленно и заранее, учат составлять простые схемы. Учащиеся привыкают переходить от образов к знакам и символам.

Как сочетаются отметки и задания, требующие творческого подхода?

За предложенные решения отметки не ставятся. Детей нужно хвалить за любые гипотезы. Отметки можно ставить за вещи, которые должны быть освоены.

Запись встречи