• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции

Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции

brgfx / freepik.com

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил инструменты анализа больших данных для выявления профессий и компетенций из группы STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика), которые становятся все более значимыми для экономического развития в России и в мире.

Справочно: Единого определения состава STEM-профессий не существует: по различным классификаторам их число варьирует, достигая ста и более. Например, Бюро статистики труда США опирается на перечень 100 профессий STEM, включая компьютерные и математические, архитектурные и инженерные, профессии, связанные с естествознанием и физикой, управлением и преподаванием в высшей школе, с продажами в этих функциональных областях, требующие наличия научных или технических знаний, полученных в рамках третичного образования.

В условиях развития цифровой экономики спрос на выпускников и специалистов в областях STEM повсеместно растет, причем остается неудовлетворенным, а отдельные STEM-навыки требуются все более широкому кругу профессионалов из других сфер. Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ оценили с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA значимость отдельных STEM-профессий и компетенций в мире (табл. 1) и в России (табл. 2) на основе более 80 тыс. публикаций в зарубежных и российских отраслевых медиа.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта. Информационная база iFORA включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников) и постоянно пополняется. В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В мире по состоянию на 2021 г. абсолютными лидерами среди STEM-профессий являются разработчики программного обеспечения. Необходимость анализировать значительные объемы информации определяет спрос на аналитиков данных (data scientists) (№ 2). Последние входят и в российский перечень (№ 5); также в нем на девятой строчке находятся специалисты по кибербезопасности.

Глобальную тройку STEM-профессий замыкают физики. За классическим названием часто кроется принципиально новое содержание, обусловленное актуальными задачами фундаментальной и прикладной науки: например, современные физики могут заниматься созданием сетей квантовых коммуникаций или разрабатывать новые материалы (№ 14).

Пандемия COVID-19 усилила значимость профессии эпидемиолога (№ 7 в мировом топ-15; в российском перечне отсутствует): резкий рост значимости наметился в 2020 г., когда эти специалисты упоминались в отраслевых источниках почти в девять раз чаще, чем годом ранее, и в 2021 г. число упоминаний осталось высоким. На фоне обострения экологической повестки и более устойчивых и долгосрочных трендов научно-технологического развития растет востребованность специалистов по вопросам охраны окружающей среды (№ 12).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Для России характерны многие из отмеченных глобальных тенденций в развитии STEM-профессий; более половины наименований в мировом и национальном перечнях совпадают. Вместе с тем есть существенные различия, которые отражают особенности рынка труда, обусловленные структурой национальной экономики, в частности значительную долю добывающей и обрабатывающей промышленности и сравнительно небольшой ИТ-сектор.

Самая значимая STEM-профессия на российском рынке — физики (внутри этой широкой группы особенно востребованы геофизики). Высокий спрос также и на другие профессии, связанные с добывающей промышленностью: геодезист-топограф (№ 7) и горный инженер (№ 14).

Представители традиционных STEM-профессий, такие как математики и химики, занимают второе и третье места. Среди математиков в России востребованы в первую очередь математики-исследователи, а в составе группы химиков — биохимики и инженеры-химики. В топ-15 также вошли биофизики (№ 10) и биоинформатики (№ 12).

Самая заметная доля наиболее перспективных как на мировом, так и на российском рынке STEM-профессий (по девять позиций) связана с инженерным делом. Та или иная инженерная специализация прямо фигурирует в названиях шести профессий, входящих в мировой топ-15, и в семи из российского перечня. При этом если в России растет значимость инженерных кадров для сельского хозяйства (№ 5) и инженеров-технологов (№ 8), то на мировом рынке востребованы инженеры по биомедицинскому оборудованию и в авиакосмической отрасли (№№ 10 и 15 соответственно).

В национальном перечне не представлены статистики и менеджеры по инженерно-техническим вопросам (соответственно №№ 11 и 13 в мировом топ-15). В России менеджерские функции в технической сфере при необходимости берут на себя сами инженеры: понимание специфики отрасли оказывается важнее управленческих компетенций как таковых. В то же время профессиональные менеджеры недостаточно востребованы на производстве.

Комментарий

Шматко Наталья Анатольевна

Заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко:

Ядро навыков современных STEM-профессий составляет умение работать с различными информационными технологиями, программными продуктами и базами данных. Пандемия и переход на удаленный режим еще более наглядно обозначили потребность в цифровых навыках. Как ни парадоксально, но многие STEM-специалисты в России в начале периода пандемии недостаточно ими владели и в срочном порядке осваивали продукты и сервисы, необходимые для дистанционной работы.

Наши исследования по форсайту компетенций показывают, что, независимо от конкретной профессии, STEM-специалисты должны обладать широким набором навыков — как узкоспециализированных, так и надпрофессиональных и, в первую очередь, «мягких». Ожидания работодателей связаны с готовностью специалистов к постоянному обучению, их организаторскими способностями, умением действовать в режиме многозадачности, системным мышлением, а также грамотной письменной и устной речью (включая умение вести деловую переписку и представлять коллегам и заказчикам результаты своей работы). Особый спрос на креативность и ответственность.

Анализ вакансий и работа с большими данными, которые мы проводили, в частности в рамках подготовки «Атласа профессий будущего» (НИУ ВШЭ, 2020; скоро выйдет его второе издание), показали, что от специалистов в ближайшие годы будут требоваться не просто широкий профессиональный кругозор, но готовность отслеживать перспективные технологии как в своей, так и в смежных областях, желание их осваивать.

 


Источники: Расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проектов: «Форсайт перспективного спроса на STEM-компетенции в российских и зарубежных высокотехнологичных компаниях и подготовка предложений по уточнению состава этих компетенций в образовательных программах НИУ ВШЭ», «Человеческий потенциал сферы науки и технологий» программы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Материал подготовили Наталья Шматко и Галина Волкова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-15 цифровых технологий в промышленности»

См. также: экспресс-информации серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»