• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование предикторов успешности освоения чтения

Чтение – это сложный, комплексный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание письменных высказываний. Опыт нейропсихологических исследований показал, что навык чтения включает в себя целый комплекс составляющих – когнитивных навыков, имеющих существенные различия в механизмах реализации (Корнев, 2018).
 
К таким составляющим могут относиться:
- навыки зрительной и пространственной обработки;
- навыки фонологической обработки;
- навыки графо-моторной координации;
- управляющие функции
- и др.
 
Своевременное формирование таких навыков послужит фундаментом для успешного овладения навыком чтения в дальнейшем. В том случае, если навыки будут развиты недостаточно, у ребенка могут возникнуть стойкие трудности с освоением письменной речи (дислексия или дисграфия).
 
Несмотря на существование многих нелингвистических причин дислексии, особое внимание традиционно уделяется вкладу навыков фонологической обработки, так как умение распознавать фонемы и проводить с ними операции необходимо для успешного определения букво-звуковых соответствий – важного этапа в овладении чтением (Лалаева, Венедиктова, 2004; Vellutino et al., 2004). В предыдущих исследованиях было показано, что навыки фонологической обработки являются значимыми предикторами чтения для детей 7-11 лет (Dorofeeva et al., 2020). Полученные результаты дали основание предполагать, что оценка таких навыков может проводиться в более младшем возрасте.
 
Целью настоящего проекта является исследование предикторов чтения, в частности, навыков фонологической обработки и других навыков, необходимых для успешного овладения чтением, у детей 5-6 лет.    
 
Навыки фонологической обработки у детей 5-6 лет оцениваются с помощью стандартизированной батареи фонологических субтестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка).
Помимо теста ЗАРЯ в исследовании используются другие инструменты для оценки различных когнитивных функций, влияющих на успешность освоения чтения:
- тест на невербальный интеллект;
- батарея тестов для оценки навыков обработки зрительной и зрительно-пространственной информации;
- тесты на обработку ритмических структур;
- графический тест на оценку навыков зрительно-моторной координации;
- тест на чтение слов и псевдослов.

В первых работах в рамках данного проекта были описаны некоторые особенности развития навыков фонематического восприятия у детей 5-6 лет, а также, зависимость между результатами тестов на повторение псевдослов и повторение ритмов.
 
В настоящее время сбор данных продолжается.
 
 
Публикации
 
Елагина А. А., Еремичева Т. А., Дорофеева С. В. Повторение псевдослов и повторение ритмов у детей-дошкольников 5-6 лет // В кн.: Когнитивные исследования языка. Вып.№4(51). Язык - социальная когниция - коммуникация. Материалы XI Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 2022. Кн. 51: Язык-Социальная когниция-Коммуникация. Вып. 4. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2022. С. 897-901.
 
Еремичева Т. А., Елагина А. А., Дорофеева С. В.  Исследование навыков фонематического восприятия у детей-дошкольников в возрасте 5-6 лет // В кн.: Когнитивные исследования языка. Вып.№4(51). Язык - социальная когниция - коммуникация. Материалы XI Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 2022. Кн. 51: Язык-Социальная когниция-Коммуникация. Вып. 4. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2022. С. 901-905.
 
Доклады на конференциях
 
Елагина А. А. Устный доклад. «Повторение псевдослов и повторение ритмов у детей-дошкольников 5-6 лет». XI Международный конгресс по когнитивной лингвистике, 7-9 ноября 2022 г., Москва, Россия.
 
Еремичева Т. А. Устный доклад. «Исследование навыков фонематического восприятия у детей-дошкольников в возрасте 5-6 лет». XI Международный конгресс по когнитивной лингвистике, 7-9 ноября 2022 г., Москва, Россия.
 
Еремичева Т. А. Постерный доклад. «Исследование навыков фонематического восприятия у детей-дошкольников 5-6 лет». I Осенняя нейролингвистическая школа, 7-8 октября 2022 г., Нижний Новгород, Россия.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.