• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейролингвистический четверг

Научный семинар Центра языка и мозга НИУ ВШЭ  проходит еженедельно по четвергам в одном из трех кампусов: в Москве, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Сотрудники Центра и приглашенные специалисты рассказывают о своих исследованиях, связанных с речевой функцией и её мозговыми механизмами. 

Анонсы предстоящих семинаров:

TBA

Нейросеминары

27 ноября 2025

Докладчики: Наталия Слюсарь, д.ф.н., ведущий научный сотрудник Центра языка и мозга, Дарья Антропова, Софья Шумилова, стажёры-исследователи Центра языка и мозга

20 ноября 2025

Докладчик: Татьяна Алексеева-Нилова, СПбГУ

13 ноября 2025

Докладчики: Ирина Провлоцкая, стажёр-исследователь Центра языка и мозга, Алина Миннигулова, научный сотрудник Центра языка и мозга

6 ноября 2025

Докладчики: Мария Пупынина, научный сотрудник ИЛИ РАН; Ольга Тужик, стажёр-исследователь Центра языка и мозга

11 сентября 2025

Докладчик: Павел Мусиенко, заведующий лабораторией нейропротезов СПбГУ, руководитель направления «Нейробиология» НТУ «Сириус», руководитель лаборатории нейрореабилитационных технологий центра LIFT, профессор, д. мед. н.

27 июня 2025

Докладчик: Валерия Толкачева, "Когнитивные и нейробиологические механизмы правильного и неправильного понимания речи"

19 июня 2025 

Докладчики: Елена Риехакайнен, Владислав Зубов, "Спектр восприятия: экспериментальные исследования ментального лексикона слушающего"

6 июня 2025

Докладчик: Леонид Коган, "Нетривиальные семантические переходы в семитских языках и остров Сокотра"

5 июня 2025

Докладчик: Николай Клочко, "Современная клиническая нейропсихология в России"

29 мая 2025

Докладчик: Иванова Светлана Сергеевна, выпускница факультета лингвистики СПбГЭУ, мама ребенка с дисграфией.

Тема: Опыт применения междисциплинарного подхода в коррекции дисграфии
В докладе был представлен опыт коррекции дисграфии, основанный на междисциплинарном подходе. Дисграфия рассматривается как один из симптомов недостаточной сформированности высших психических функций. Методика коррекции направлена на выявление недостающих навыков и развитие их с опорой на хорошо развитые навыки. Также в докладе обозначены проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей с дисграфией.

Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн.

22 мая 2025

Докладчик: Виктор Куперман, профессор Департамента лингвистики и языков, директор Лаборатории чтения Макмастерского университета, Канада.

Тема: Кросс-лингвистические исследования особенностей движений глаз при чтении
Современные кросс-лингвистические проекты, охватывающие множество языков и систем письма, открыли новые возможности для систематического изучения универсальных и специфических особенностей чтения. В центре внимания доклада профессора Купермана — сопоставление данных о движении глаз при чтении на 20 языках с различными типами письменности (алфавитной, логографической, абджадной и абугидной), собранных в рамках Многоязычного корпуса движений глаз (MECO).
Основной акцент сделан на характеристики саккад — движений глаз, происходящих между фиксациями в процессе чтения.
В своем исследовании автор ставил две ключевые задачи: 
- проверить, сохраняются ли базовые паттерны движений глаз при чтении в условиях разных письменных систем,
- выявить, обусловлены ли межъязыковые различия структурными особенностями письменностей.
Результаты показывают, что некоторые паттерны движений глаз оказываются устойчивыми вне зависимости от языка и системы письма, тогда как другие систематически варьируются и могут быть объяснены особенностями конкретных письменных систем.

Формат: онлайн.

24 апреля 2025

Докладчик: Дарья Чернова, старший научный сотрудник Института когнитивных исследований, кандидат филологических наук.

Тема: Читательский опыт как мера индивидуальных различий в психолингвистических исследованиях
Учет индивидуальных различий в читательском опыте крайне актуален для современной психолингвистики и нейролингвистики: читательский опыт влияет на языковую обработку – от распознавания отдельных слов до интерпретации связных текстов, на глазодвигательное поведение при чтении, на особенности нейрофизиологического обеспечения речевой деятельности. В докладе будет обсуждаться методика оценки индивидуальных различий в читательском опыте и ее применение в экспериментальных исследованиях восприятия письменной речи.

Формат: очно (Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, ауд. 118) и онлайн.

10 апреля 2025

Докладчик: Светлана Алексеева, кандидат филологических наук, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Тема: Распознавание слов у подростков с признаками дислексии: эффект специализированного шрифта, LexiaD
В докладе я представлю результаты второй волны тестирования кириллического шрифта для людей со сложностями чтения (дислексией), LexiaD. Тестирование проходило в группе подростков. В отличии от первой волны мной была предпринята попытка выявить его эффективность прицельно у участников с признаками оптического подвида дислексии (т.е., связанного со сложностями с визуальной обработкой слов в тексте). Ранее в моих исследованиях  (Alexeeva, Zubov, & Konina, 2022a, 2022b; Alexeeva, Zubov, & Nikonova, 2022) и в исследованиях латинских шрифтов для людей с дислексией тестирование проходимо без учета подвида дислексии и потому скорость чтения при использовании специализированных шрифтов часто значимо не отличались от скорости чтения при использовании обычных шрифтов. В рамках второй волны мне удалось показать, что специализированный шрифт имеет потенциал в улучшении скорости распознавания слов по сравнению с контрольными шрифтами именно у участников с оптическим подвидом дислексии, однако, для других участников с проблемами чтения и для участников в группе нормы его эффект — отрицательный. В дополнение, в рамках доклада я обсужу проблему выбора тестов для оценки навыков визуальной обработки и представляю данные о скорости чтения вслух у нормотипичных подростков.

Формат: очно (Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, ауд. 118) и онлайн.

28 марта 2025

Докладчик: Альбина Галлямова, младший научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ и соавторка научно-популярного проекта «Зачем мы такие?». 

Тема: Популяризация как осознанный выбор исследователя
В рамках семинара я расскажу о ведении научно-популярного проекта «Зачем мы такие?» и о том, как совмещать академическую деятельность с публичной работой. Мы обсудим, с чего начать, какие трудности могут возникнуть на этом пути и как их преодолевать, чтобы не столкнуться с выгоранием. Также я объясню, почему научная популяризация приносит пользу не только обществу, но и самим учёным, помогая структурировать знания, находить новые исследовательские идеи и выстраивать продуктивные междисциплинарные связи.

Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн.

20 марта 2025

Докладчик: Артём Бармин, младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований основ коммуникации МГЛУ

Тема: Методы построения и анализа сетей семантической памяти
В своем докладе я расскажу об использовании методов сетевой науки в исследованиях структуры семантической памяти. Мы поговорим об особенностях построениях семантических сетей на основе ответов испытуемых, данных в ходе специальных экспериментальных задач; о способах представления сетевых данных и инструментах для их обработки. Кроме этого, я представлю результаты собственного исследования сетей семантической памяти у изучающих иностранный язык.

Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн.


13 марта 2025

Докладчик: Яна Паникратова (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа ФГБНУ "Научный центр психического здоровья").

Тема: Особенности взаимодействия речевых и регуляторных функций у пациентов с вербальными галлюцинациями
Загадка вербальных галлюцинаций (ВГ) занимает умы исследователей уже не одно десятилетие: благодаря каким психологическим и мозговым механизмам продукция собственной психики пациента воспринимается им как нечто инородное? В ряде работ по отдельности описаны речевой и регуляторный дефицит у пациентов с ВГ, но вклад нарушения регуляции речи в механизмы ВГ не изучался. Исследование, которое будет обсуждаться на встрече, отвечает на вопрос о том, наблюдается ли у пациентов с шизофренией и ВГ в анамнезе специфический дефицит программирования, регуляции и контроля речи и изменение функциональных связей между мозговыми областями, связанными с обеспечением регуляторных функций и речи.

Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн.
 

6 марта 2025

Докладчик: Мария Худякова (НИУ ВШЭ Нижний Новгород)

Тема: Методы оценки согласованности при разметке данных
Inter-rater agreement — метод оценки согласованности между экспертами при анализе лингвистических данных и проведении психологических исследований. Этот инструмент позволяет определить степень соответствия между оценками разных специалистов и обеспечить надёжность получаемых результатов.
На семинаре обсудим методики расчёта межэкспертного согласия, их применение при оценке психологических тестов и шкал, а также корпусной разметке. Материал будет полезен исследователям, работающим с корпусными данными, психологам и всем, кто интересуется вопросами надёжности экспертных оценок.

Формат: очно (Нижний Новгород, Б.Печерская 25/12б ауд. 410) и онлайн.

20 февраля 2025

Докладчики: Мария Дьячкова (НИУ ВШЭ Москва), Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Индекс продуктивности синтаксиса: разработка критериев для оценки успешности усвоения глагольных групп русского языка детьми
Индекс продуктивности синтаксиса (ИПС) – инструмент, позволяющий количественно оценивать грамматическую сложность детской речи, выявляя морфологические и синтаксические структуры, которые употребляет ребенок. Этот инструмент широко используется для оценки речи детей, осваивающих английский язык, с 1990-х годов.
В ходе предыдущих исследований Центра языка и мозга НИУ ВШЭ был впервые разработан и протестирован на русскоязычных данных ИПС для именных групп русского языка. Было обнаружено, что этот инструмент успешно предсказывает возраст ребенка и потенциально может быть использован для оценки речевого развития. Однако для полноценной оценки детской речи одного только индекса для именных групп недостаточно.
В рамках семинара мы обсудим разработку критериев Индекса продуктивности синтаксиса для оценки усвоения глагольных групп русского языка. Наш доклад может быть интересен тем, кто интересуется усвоением языка детьми, оценкой детского речевого развития, а также лингвистам-русистам.

Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302)

6 февраля 2025

Докладчик: Татьяна Яковлева (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург)
Тема: Распознавание когнатов английского языка русско-английскими билингвами
Речь пойдёт о распознавании когнатов английского языка у русско-английских билингвов в зависимости от степени сходства между написанием букв в русском и английском языках. Будет представлен пилотный проект (с заданием на лексическое решение), в котором уже были собраны данные билингвов, живущих в англоязычных странах. Предполагается обсуждение второго эксперимента, в котором предполагается собрать данные у русскоязычных людей, владеющих английским и живущих в России. 
В чём новизна исследования: о когнатах в парах языков с частично схожим алфавитом (кириллица vs. латиница) практически нет исследований. Мы показали, что в языках с частичным графическим сходством когнаты распознаются быстрее, чем не-когнаты. Однако скорость распознавания когнатов, состоящих из букв, похожих в двух алфавитах, но произносящихся по-разному, ниже, чем скорость распознавания других групп когнатов. Пример когната, который распознается дольше - английское слово guru, которое можно было прочесть как /digi/, если бы речь шла о русских буквах. Скорость распознавания ниже из-за бо́льшего количества возможных кандидатов на распознавание. Данные подтверждают модель интерактивной двуязычной активации (Dijkstra and Van Heuven, 2002), согласно которой билингвы активируют оба языка при распознавании слов.
Семинар будет интересен тем, кого интересуют исследования чтения и/или билингвизма.

Формат: онлайн (яндекс телемост), очно (Центр языка и мозга, Санкт-Петербург, ауд. 503)

24 января 2025

Докладчики: Алина Миннигулова (НИУ ВШЭ Москва), Мария Худякова (НИУ ВШЭ Нижний Новгород)
Тема: Динамика нарушения и восстановления речи после резекции опухолей мозга
Хирургическое удаление опухолей мозга, расположенных близко к речевым зонам, может приводить к различным послеоперационным языковым нарушениям. В основном речевые функции восстанавливаются в ближайшем постоперационном периоде, тем не менее, у двух из трех пациентов нарушения могут наблюдаться в хронической фазе. 
Чтобы понять, как устроена динамика нарушений и восстановления речи после удаления опухоли, мы тестируем пациентов с помощью Русского афазиологического теста (РАТ) в трех временных точках: перед операцией через несколько дней после и через 3-4 месяца после операции. Проанализировав результаты комплексного речевого тестирования с данными магнитно-резонансной томографии (МРТ), можно оценить критичность определенных участков серого и белого вещества для речевой функции.В докладе мы расскажем, какие выводы о динамике нарушения и восстановления речевой функции мы смогли сделать за более чем пять лет работы над этим проектом.

Формат: онлайн (яндекс телемост), очно (Центр языка и мозга, Нижний Новгород, ауд. 126)

23 января 2025

Докладчик: Татьяна Еремичева (НИУ ВШЭ Москва, Санкт-Петербург), Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Как читают взрослые? Стандартизация нового теста для оценки навыков чтения у взрослых «Leximetr-A»
В современной литературе большое внимание уделяется раннему исследованию навыков чтения у детей. Своевременное определение возможных трудностей позволит их скомпенсировать до начала обучения в школе.
Однако что делать, если трудности с чтением не были скомпенсированы в детстве, и ребенок вырос? Или человек начал затрудняться при чтении после перенесенного инсульта? Для выявления трудностей при чтении у взрослых требуется подходящий, валидный инструмент.
В нашем докладе мы представим новую батарею тестов «Leximetr-A», разработанную в Центре языка и мозга и предназначенную для оценки навыков чтения у взрослых носителей русского языка. Мы расскажем об этапах стандартизации этого инструмента. Кроме того, мы также обсудим промежуточные наблюдения, полученные в ходе анализа первых результатов. 

Формат: очно (Центр языка и мозга, Москва, ауд. 302)

16 января 2025 

Докладчик: Дарья Козловская (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Исследование эффективности парадигмы EMME для обучения стратегиям чтения
Парадигма EMME (Eye Movement Modeling Examples) — это метод обучения с использованием видео, демонстрирующего движения глаз эксперта во время выполнения задачи. Предполагается, что новички могут перенять паттерн движения глаз эксперта и, благодаря этому, лучше справиться с задачей. Предыдущие исследования показали, что эффективность парадигмы EMME зависит от типа задачи: она подтверждается в задачах с чётким алгоритмом и значительным визуальным компонентом, но не подходит для абстрактных задач. Однако на сегодня остается малоизученным применение данной парадигмы для работы с текстовой информацией.
В рамках пилотного исследования мы оценили эффективность парадигмы EMME для обучения студентов просмотровому и поисковому чтению на иностранном языке. На семинаре мы хотели бы представить основные результаты этого проекта, а также обсудить дизайн двух будущих исследований, где первое продолжает пилотное исследование, меняя целевую выборку со студентов университета на школьников, а второе изучает эффективность этой парадигмы при чтении на родном языке.

Формат: очно (Центр языка и мозга, Москва, ауд. 302) 
 

Архив семинаров "Нейролингвистический четверг"


Семинары, прошедшие в 2022-2024 годах
Семинары, прошедшие в 2021 году
Семинары, прошедшие в 2019-2020 годах
Семинары, прошедшие в 2018 году


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.