• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейролингвистический четверг 2018



17 декабря 2018 года
ДокладчикВенке Винстра. Гронингенский университет.
Тема 2Операции с пробуждением: история и современные методы интраоперационного картирования языковых и когнитивных функций.


14 декабря 2018 года
ДокладчикВенке Винстра. Гронингенский университет.
Тема 1: Когнитивные дефициты при приобретенных черепно-мозговых травмах у детей.

 
29 ноября 2018 года

Докладчики:  Светлана Дорофеева, Анастасия Лопухина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Светлана Дорофеева рассказала о результатах исследования связи между навыками фонологической обработки и навыками чтения (включая качество понимания прочитанного) у детей начальной школы. Анастасия Лопухина рассказала о планируемом эксперименте, который позволит исследовать усвоение эргативности в грузинском языке. 


13-14 ноября 2018 года
Докладчик: Йосеф Годзински. Еврейский университет в Иерусалиме.
Тема: Мозговые основы семантики: клинико-неврологические аспекты.


8 ноября 2018 года
Докладчики:  Ольга Солоухина, Ольга Буйволова. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Ольга Солоухина и Ольга Буйволова рассказали о запомнившихся докладах на двух осенних конференциях: International Aphasia Rehabilitation Conference (Университет Авейру, Португалия) и Academy of Aphasia (Монреаль, Канада).


1 ноября 2018 года
Докладчики: Екатерина Ступина, Евгений Каленкович. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ, Центр нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
Тема: Исследование наличия репрезентаций фонем при понимании речи.
Аннотация: Ведутся споры, играют ли репрезентации фонем важную роль при восприятии речи (из самого недавнего - Hickock, 2014). Критика текущих свидетельств в пользу фонем основывается на том, что в большинстве экспериментов результаты можно объяснить либо на более низком акустическом уровне, либо на более высоком - слоговом. Недавний эксперимент (Bowers, 2016) показал слуховую адаптацию к фонемам, которая не сводилась к слогам, однако могла объясняться акустическими эффектами. В докладе было предложено скомбинировать несколько методик в эксперименте, в котором потенциальная адаптация не сводится ни к одному из этих уровней.


17 октября 2018 года
ДокладчикиОльга Драгой, Светлана Малютина, Юлия Акинина, Анна Лауринавичюте, Анастасия Лопухина, Мария Худякова, Вардан Арутюнян. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Рабочая встреча, посвященная обсуждению Летней нейролингвистический школы 2019 и других мероприятий, организуемых Центром языка и мозга.


11 октября 2018 года
Докладчик: Алексей Корнеев. Лаборатория нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Тема: Чтение у младших школьников: анализ движений глаз и нейропсихологические оценки.
В докладе были изложены результаты исследования чтения у учащихся 2-3 класса (детей 8-10 лет). В рамках исследования анализируются движения глаз при чтении нового корпуса предложений, предназначенного для детей младшего школьного возраста. Также проводится сопоставительный анализ данных о движении глаз и результатов нейропсихологического обследования детей.


4 октября 2018 года
ДокладчикиСветлана Малютина, Анастасия Лопухина, Юлия Акинина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Заместитель директора Светлана Малютина рассказала о запомнившихся докладах на конференциях Science of Aphasia XIX conference и The 11th International Conference on the Mental Lexicon. Научный сотрудник Анастасия Лопухина сделала краткий обзор докладов на воркшопе 2nd workshop "Neurobiology of Speech and Language". А младший научный сотрудник Юлия Акинина поделилась впечатлениями о семинаре «Доработка статьи после комментариев рецензента» ("Revising in Response to Reviewer Feedback").


13 сентября 2018 года
Докладчик:  Светлана Малютина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Обсуждение доклада Светланы Малютиной “Effects of three verb argument structure parameters on action naming and sentence production in aphasia” на конференции Science of aphasia (Венеция, Италия).


12 сентября 2018 года
Докладчик:  Риитта Салмелин. Аалто университет, Финляндия.
Тема: МЭГ-показатели кортикальных речевых функций.


30 августа 2018 года
ДокладчикиСветлана Малютина, Анна Юрченко. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Научный сотрудник центра Анна Юрченко и заместитель директора Светлана Малютина поделились впечатлениями от посещённой ими конференции Society for the Neurobiology of Language (16-18 августа 2018, г. Квебек, Канада) - одной из крупнейших мировых нейролингвистических конференций. В докладе был сделан краткий обзор докладов из самых разных областей нейролингвистики, наиболее запомнившихся с точки зрения исследовательского вопроса, методики или результатов.


28 августа 2018 года
Докладчик: Эви Виш-Бринк. Роттердамский университет Эразма, Нидерланды.
Тема: Тест на афазию в остром периоде, развившуюся вследствие инсульта.


15 августа 2018 года
ДокладчикНаталья Меир. Университет имени Бар-Илана, Израиль.
Тема: Усвоение языка дошкольниками-билингвами, говорящими на русском и иврите: типичная и нетипичная популяции.


13 июня 2018 года
ДокладчикМария Иванова. Center for Aphasia and Related Disorders, VA Northern California Health Care System, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Тема: Функциональный вклад дугообразного пучка в обработку языка: трактографическое исследование у пациентов с инсультом.



7 июня 2018 года
Докладчик: Вим Топс. Гронингенский университет, Нидерланды.
Тема: От запуска раннего развития чтения до диагностики дислексии у взрослых.


4 июня 2018 года
ДокладчикАнна Крабис. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ; Питтсбургский университет, США.
Тема: Вовлеченность субталамического ядра в речь: данные исследований с глубокой стимуляцией головного мозга.



24 мая 2018 года
ДокладчикМария Худякова. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Рассказ об экспедиции на Ямал и о результатах экспериментов со школьниками-билингвами.


3 мая 2018 года
ДокладчикВалентина Апресян. Школа лингвистики НИУ ВШЭ; ИРЯ РАН.
Тема: Обсуждение запланированного эксперимента с многозначными прилагательными.
ДокладчикАнастасия Ярина. Студентка 2 курса Школы лингвистики НИУ ВШЭ.
Тема: Исследование многозначных глаголов с метафорическими и семантически обесцвеченными значениями.


26 апреля 2018 года
ДокладчикАнастасия Лопухина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Сравнение корпусной и психолингвистической предсказуемости.


19 апреля 2018 года
ДокладчикЮлия Акинина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Нарушения в обработке глаголов у пациентов с афазией.
Аннотация: У людей с афазией обработка глаголов и предложений нарушена систематически: на уровне отдельных слов и предложений как при понимании, так и при порождении речи. Нарушения проявляются в небеглой  и в беглой афазии (Bastiaanse et al., 2003; Cho-Reyes & Thompson, 2012). В своем исследовании автор использует тест "Глаголы и Предложения" (англ. Verb and Sentence Test, VAST; Bastiaanse et al., 2000; 2003; 2015), адаптированный на русский язык (VAST-ru), чтобы понять, какие бывают паттерны нарушения глаголов и предложений в афазии и как эти паттерны соотносятся с диагностической классификацией афазий.
Для поиска ответа на этот вопрос используется кластерный анализ - статистический метод, который позволяет группировать наблюдения, максимизируя сходство внутри групп и минимизируя сходства между группами (Jain 2010). Ранее техники кластерного анализа широко применялись в исследованиях первичной прогрессирующей афазии (см., напр., Hoffman et al., 2017), но редко использовались для исследования афазии после инсульта. В докладе были представлены предварительные результаты кластерного анализа k-means у 32 пациентов с афазией после инсульта на материале четырех субтестов на понимание VAST-ru.


12 апреля 2018 года
ДокладчикАндрей Зырянов. Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Речевые нарушения у пациентов до и после нейрохирургического вмешательства в доминантное полушарие головного мозга.


5 апреля 2018 года
ДокладчикЕлена Савинова. Студентка 3 курса Школы лингвистики НИУ ВШЭ.
Тема: Исследования морфологической обработки у пожилых людей.

29 марта 2018 года
ДокладчикРулин Бастиаансе. Центра языка и мозга НИУ ВШЭ; Гронингенский университет, Нидерланды.
Тема: Обсуждение совместных исследований в рамках Мегагранта «Язык и мозг: предотвращение, диагностика и коррекция речевых расстройств».

22 марта 2018 года
Докладчик: Вардан Арутюнян. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Обсуждение запланированного ЭЭГ-эксперимента с участием младенцев.
Докладчик: Анастасия Александровна Лопухина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Обсуждение запланированного поведенческого эксперимента с участием детей-носителей грузинского языка.


22 февраля 2018 года
Докладчик: Андрей Зырянов. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Исследование динамической афазии.
Аннотация: В докладе обсуждалось, что известно о динамической афазии на данный момент, а также была представлена батарея тестов, которую специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали для пациентов с этим речевым нарушением.


15 февраля 2018 года
Докладчик:  Пол Иверсон. Департамент исследований речевого слуха и фонетики, Университетский колледж Лондона, Великобритания.
Тема: Нейрональное вовлечение при восприятии речи у младенцев и взрослых людей.


8 февраля 2018 года
Докладчик: Мария Худякова. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Обсуждение запланированных экспериментов с участием школьников-билингвов, проживающих на Ямале.


1 февраля 2018 года
Докладчики: Всеволод Чернышев. Факультет компьютерных наук, НИУ ВШЭ.
Сергей Нечаев. Сектор математической физики Физического Института им. П.Н. Лебедева РАН; Лаборатория Понселе (CNRS - UMI 2615, Москва, Независимый Московский Университет).
Тема: Применение статфизических методов, связанных с изучением критических явлений в сложных распределенных системах (сетях), в задачах психо- и нейролингвистики.


25 января 2018 года
Докладчик:  Мария Худякова. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: NIRS (near-infrared spectroscopy) и ультразвуковые методы исследования артикуляции и мозгового кровообращения.



18 января 2018 года
Докладчик:  Анна Павлова. МЭГ-центра МГППУ; РАНХиГС.
Тема: Чтение чтению рознь: влияние задачи на вызванный словом электромагнитный ответ мозга.
Аннотация: Предшествующие исследования показывают, что процесс зрительного распознавания слов меняется в зависимости от того, является ли слово целью лексико-семантического анализа. Используя магнитоэнцефалографию (МЭГ), авторы исследовали влияние задачи генерации глаголов на активность мозга, вызванную чтением существительных, предъявляемых без дополнительного задания (чтение про себя) и с задачей подобрать связанный по смыслу глагол. Были проанализированы вызванные потенциалы мозга, фазово-связанные с предъявлением существительного в обеих задачах, и реконструированы их корковые источники. Полученные различия - как на относительно ранних (200-300 мс), так и на поздних (500-800 мс) этапах процесса распознавания - обсуждались на семинаре с точки зрения повышенной нагрузки на процессы лексико-семантического анализа слова для решения дополнительной задачи.





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.