• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СМИ о нас

20 июня 2018

В Вышке открылся Центр языка и мозга
На сайте НИУ ВШЭ вышла статья о Центре языка и мозга, который недавно был образован на базе международной Лаборатории нейролингвистики. Комментарии директора Центра Ольги Драгой и руководителей направлений читайте в основном материале.


21 марта 2018

В новостях Первого канала рассказали об успешно проведённой хирургами Нижнего Новгорода awake-операции на головном мозге. 
Уже несколько лет Ольга Драгой, зведующая Центром языка и мозга НИУ ВШЭ, активно работает над тем, чтобы в России стало возможным  сохранять речь у пациентов после операций на головном мозге. Для этого примененяются уникальные методы в области хирургии головного мозга – так называемые awake-операции.
Сначала она перенимала опыт у ведущих специалистов по всему миру, собирая по крупицам ценнейшие находки лучших ученых в одно целое. Позже российские лингвисты Высшей школы экономики под ее руководством на основе лучших мировых образцов разрабатывали тесты, позволяющие картировать речь во время операций, и протоколы обследования пациентов. Постепенно тестирование речи во время awake-операций вошло в практику московских нейрохирургов. Сейчас подобные операции с пробуждением осваивают в регионах.


Подробности можно прочитать у нас на сайте в ленте новостей, а также в новостях первого канала.

02 марта 2018

Мария Худякова выступила экспертом в программе «Сверхспособности: Полиглоты» канала Наука 2.0

«Мы решили проверить, как обстоит у наших героев со статистическим обучением, то есть мы будем учить их некоторым очень простым искусственным языкам, которых не существует. Но при этом мы не будем объяснять правила, то есть герои будут просто читать некоторый набор предложений или слышать какую-то звуковую запись. У них не будет возможности записать правила на бумажке и подумать. Нужно будет прочувствовать эти правила и научиться им просто через осознание этих статистических закономерностей…»


Проект Сверхспособности - https://naukatv.ru/programs/42 

Видео - https://naukatv.ru/video/448

 
20 февраля 2018

Ключевые направления исследований Центра языка и мозга: текущие проекты и достижения


Центр языка и мозга НИУ ВШЭ изучает широкий круг тем, относящихся к связи мозга и языка. В частности, исследует такие вопросы: как мозговые механизмы обеспечивают и, в случае патологии, ограничивают наши возможности пользоваться языком, как происходит освоение языка детьми, второго и последующих языков взрослыми, как нарушается способность использовать язык в случае травмы, инсульта или опухоли мозга, как эти нарушения могут быть предотвращены или компенсированы?
 
Недавно на сайте нашего университета вышла статья на английском языке о  Центре: "Neurolinguistics Laboratory Wins 3-Year Grant to Study Prevention, Diagnostics and Therapy of Language Disorders". Из нее вы можете узнать, чем мы гордимся, кому благодарны и какие интересные эксперименты сейчас проводим и планируем.


17 июля 2017

Аспирант и стажер-исследователь лаборатории нейролингвистики Светлана Дорофеева поделилась со "Снобом" опытом воспитания ребенка с дислексией и методикой коррекции этого нарушения. 


"Проблема образования детей с дислексией касается не только их самих и их родителей. Эти дети могут стать полезными обществу взрослыми, многие из них талантливы. Но если их десять лет ругать и унижать... Ну, кто-то вырастет сильным. Большинство же станут озлобленными, пассивными и подавленными. Детям с дислексией нужна система решений"

"Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития. Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым. Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь."
Читать полный текст

 

31 мая 2017

Светлана Малютина, Ph.D., заместитель заведующего лабораторией нейролингвистики, рассказала "ПостНауке" все об афазии и объяснила, почему при афазии нарушается речь, можно ли ее восстановить, какие методы стимуляции мозга используют для терапии сегодня, и какими были первые исследования.

"Даже по оптимистичным оценкам ежегодно в России происходит практически полмиллиона новых случаев инсульта, примерно в результате каждого третьего из них у пациента возникает афазия. Таким образом, в результате одного лишь инсульта в России ежегодно появляется около 150 тысяч новых случаев афазии.

Интересно, что афазия более распространена, чем, например, болезнь Паркинсона. Между тем болезнь Паркинсона у всех на слуху, а об афазии имеют представление практически одни лишь специалисты..."
Читать полный текст 


14 декабря 2015

Психолингвист Ирина Секерина рассказала о методе записи движений глаз, «привязке» движений глаз к языковой деятельности, парадигме «Визуального мира» и специальных стимульных материалах

В течение первых двадцати лет своего существования основными способами сбора данных для исследования языковой деятельности в психолингвистике были методика определения грамматической правильности и запись времени чтения предложений при помощи первых персональных компьютеров.
Полный текст доступен по ссылке

июнь 2015

Журналистка "Кота Шредингера" после полугода участий в экспериментах лаборатории рассказала, как выглядят нейролингвистические эксперименты "изнутри" и что сотрудникам лаборатории удалось обнаружить в ее мозге.

                                                 

"Сегодня я участвую в одном из экспериментов научной лаборатории нейролингвистики ВШЭ. Созданная всего пару лет назад, она объединила нейропсихологов, филологов, логопедов и даже программистов, которые все вместе изучают нашу речь как продукт непосредственной работы головного мозга. В том, как связаны язык и мозг, учёные пытаются разобраться уже лет сто. Но настоящая революция началась именно в наше время, когда стали доступны томографы и прочие приборы, позволяющие детально отслеживать работу мозга. У этих исследований две глобальные задачи. Первая, фундаментальная — понять, как работа нейронов в нашей голове превращается в слова и предложения, которые мы понимаем или произносим. Вторая задача прикладная: помочь людям, у которых из-за мозговых нарушений возникли проблемы с речью"

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

28 апреля 2015

Ольга Драгой поговорила с "Чердаком", о том, как лучше учить
иностраные языки и что при этом происходит с мозгом.

"Билингвизм — это лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку. А для вас самих второй язык — это один из способов лучше сохраниться к старости, наряду, например, с грамотностью в смысле умения читать и писать. Есть понятие когнитивного резерва — он защищает мозг от угасания при старении"

С интервью можно ознакомиться по ссылке.


"Чердак" узнал, какие эксперименты проводят в лаборатории нейролингвистики

                                                 

"Планы нашей лаборатории неизменны — попытаться глубже понять мозговые механизмы языка. Это важно как для удовлетворения фундаментального любопытства человечества о природе мира и самого себя, так и для практических медицинских приложений. Хоть сейчас рецепт от афазии — языкового расстройства, произошедшего из-за повреждения мозга, — выписать нельзя, мы продолжаем работать над усовершенствованием диагностики этого заболевания и оптимизации речевой реабилитации"

Полный текст доступен по ссылке


фераль 2015


В газете "Работа сегодня" опубликовано интервью стажёра лаборатории Юлии Еделевой.

Юлия закончила Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова, после чего поступила на магистерскую программу в Йенский Университет им. Фридриха Шиллера в Германии. С августа по сентябрь 2014 года Юлия проходила стажировку в Лаборатории Нейролингвистики, где помогала собирать данные для проекта по восприятию лингвистически выраженных пространственных отношений пациентами с афазией. По возвращении в Германию Юлия продолжила сотрудничество с лабораторией, и вместе с Анной Крабис (старший научный сотрудник Лаборатории Нейролингвистики) и Кристиной Бондаренко (студентка 4-ого курса факультета Лингвистики) стала активным участником исследовательского проекта по изучению грамматической омографии в русском языке. Недавно вышла газета, где Юля рассказала о своем опыте ведения научной деятельности, включая опыт прохождения стажировки в лаборатории. В настоящее время Юлия работает над своей диссертацией в Университете Потсдама.


31 марта 2014

Мария Иванова рассказала "Вечерней Москве" о том, что нужно делать, чтобы улучшить память

"Интересуемся: можно ли натренировать эту память специально к экзамену? — Есть данные о том, что рабочую память можно натренировать, есть и противоположные результаты, — говорит Мария Иванова, старший научный сотрудник лаборатории нейролингвистики, кандидат психологических наук, нейропсихолог и специалист по памяти.

— Могу дать несколько рекомендаций. Хорошему функционированию мозга способствуют хороший сон и физическая активность. Как показывают исследования, час физических занятий ежедневно позитивно влияет на рабочую память. Поэтому даже в период напряженной учебы нужно оставлять время для полноценного сна и активного отдыха, а не лежания на диване..."

Полный текст доступен по ссылке.



31 марта 2014

Анна Юрченко рассказала "Теориям и практикам" о том, как стала нейролингвистом, что такое метод вызванных потенциалов мозга и о самых нелюбимых вопросах в науке

                                                  © Егор Слизяк

"Получается, с того момента я и занимаюсь этим направлением нейролингвистики. И сейчас самое время рассказать, что это такое. Человеческий мозг, очевидно, реагирует на множество стимулов — электрические сигналы передаются от нейрона к нейрону. Метод вызванных потенциалов основан на записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая как раз и фиксирует электрическую активность мозга как реакцию на различные стимулы — звучащие/написанные предложения или картинки. В каждом отдельном эксперименте анализируется лишь отдельный аспект языкового восприятия — так постепенно исследуются маленькие звенья большой цепи..."

Полный текст доступен по ссылке.


11 марта 2014

Корреспондет газеты "Вечерняя Москва" стала участником эксперимента лаборатории


                                                 Анна Юрченко подготавливает журналистку "Вечерней Москвы" к эксперименту 

"В кабинете - странный прибор, похожий на сферу, состоящую из множества шариков. Выясняем: с его помощью определяют "центровку" электродов на шапочке, которую мне и предстоит надеть для записи энцефалограммы. Не шапка-невидимка, конечно, но тоже ничего: "шапочка" состоит из множества электродов-датчиков, соединенных проводами. Вполне реквизит для игры в инопланетян"
- Вам когда-нибудь делали энцефалограмму? - спрашивает Анна Юрченко, научный сотрудник лаборатории.

Полный текст доступен по ссылке.



25 июля 2013

Ольга Драгой рассказала "Теориям и практикам" о патологии речи, билингвизме и нейровизуализации языка


Молодые ученые: *нейролингвист Ольга Драгой о патологии речи, билингвизме и нейровизуализации языка*

Заведующая лабораторией нейролингвистики Ольга Драгой - о своей научной работе и исследованиях лаборатории. 


Полный текст доступен по ссылке.


"В кабинете - странный прибор, похожий на сферу, состоящую из множества шариков. Выясняем: с его помощью определяют "центровку" электродов на шапочке, которую мне и предстоит надеть для записи энцефалограммы. Не шапка-невидимка, конечно, но тоже ничего: "шапочка" состоит из множества электродов-датчиков, соединенных проводами. Вполне реквизит для игры в инопланетян"
- Вам когда-нибудь делали энцефалограмму? - спрашивает Анна Юрченко, научный сотрудник лаборатории.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.