Образовательная деятельность
Школы, лекции и семинары Нейролингвистический четверг
Сотрудники Центра языка и мозга регулярно читают курсы по психо- и нейролингвистике для бакалавров и магистров ВШЭ, руководят курсовыми и выпускными работами студентов и исследованиями аспирантов.
Но образовательная деятельность Центра не ограничена студенческой аудиторией. Наши сотрудники и приглашенные коллеги из зарубежных университетов регулярно проводят открытые семинары и лекции, куда приходят не только студенты и сотрудники Вышки, но и все желающие. На лекциях гости узнают о последних достижениях в области нейролингвистики и результатах лабораторных проектов, а на воркшопах, семинарах и многодневных мастерских учатся новым исследовательским методам.
Одно из ключевых образовательных мероприятий лаборатории - ежегодная международная Летняя нейролингвистическая школа, где ведущие российские и зарубежные специалисты рассказывают о последних достижениях в области нейролингвистики и смежных наук, а участники - студенты и исследователи из университетов России и других стран - выступают с постерными докладами.
Программы учебных курсов
В сентябре 2020 года Центр языка и мозга по приглашению Школы лингвистики НИУ ВШЭ впервые запустил новый для себя образовательный формат. Это образовательный трек "Экспериментальная лингвистика", предлагаемый студентам бакалавриата "Фундаментальная и компьютерная лингвистика" на 3-4 курсе наряду с треками по теоретической и компьютерной лингвистике. Этот трек станет уникальной возможностью для студентов получить подготовку по экспериментальной лингвистике уже при обучении в бакалавриате.
В первый год трека студенты будут проходить теоретический курс "Психо- и нейролингвистика", посвящённый теоретическим основам проведения психо- и нейролингвистических исследований – от общей экспериментальной методологии до обзора современных нейролингвистических представлений. Во второй год трека состоятся практически ориентированные курсы "Психолингвистический практикум" и "Нейролингвистический практикум", где студенты применят полученные знания в реальной работе над несколькими исследовательскими проектами.
В 2020-2021 году на трек записались 23 студента. В первом модуле под руководством Екатерины Ступиной студенты познакомились с основами экспериментальной методологии, а сейчас, во втором модуле, изучают нейроанатомию и методы нейронауки под руководством Юлии Акининой. Поздравляем наш первый набор и желаем успехов!
2020 - 2021
В 2020 - 2021 учебном году состоялись следующие курсы:
Экспериментальные методы в психо- и нейролингвистике (Майнор; где читается:бакалавриат Школы лингвистики НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук; 1 модуль)
Где: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, ауд. 501
Когда: сентябрь-октябрь 2020 (по субботам в первой половине дня)
Преподаватели: Буйволова Ольга Витальевна, Юрченко Анна Николаевна (ania.yurchenko@gmail.com).
Подробнее: Курс ориентирован на студентов, не знакомых с методами экспериментальной науки, и посвящён как её общим принципам, так и конкретным методам, используемым в психо- и нейролингвистике (от поведенческих и записи движений глаз до фМРТ и экспериментов с клиническими популяциями).
Курс читается на русском языке.
Психология и нейрофизиология языка и речи (Бакалавриат; где читается: бакалавриат Департамента психологии НИУ ВШЭ, Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)
Где: Армянский пер., д. 4, стр. 2
Когда: октябрь-декабрь 2020 (в дневное время в будни; расписание уточнится в сентябре)
Преподаватели: Светлана Малютина (s.malyutina@gmail.com); Рулин Бастиаансе (профессор Университета Гронингена)
Подробнее: Курс ориентирован на студентов-психологов, хорошо знакомых с методами экспериментальной науки, и будет посвящён широкому обзору современных психо- и нейролингвистических представлений, а также базовому введению в лингвистику.
Курс читается на русском языке. Лекции Рулин Бастиаансе будут читаться по-английски.
Experimental Linguistics (Магистратура; где читается: магистратура "Лингвистическая теория и описание языка" Школы лингвистики НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)
Где: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1
Когда: сентябрь-декабрь 2020 (по средам с 18:00 до 21:00)
Преподаватель: Худякова Мария Викторовна (mariya.kh@gmail.com)
Подробнее: Курс ориентирован на студентов, не знакомых с методами экспериментальной науки, и посвящён как общим принципам построения эксперимента и конкретным методам, так и обзору исследований на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, дискурсивной.
Курс читается на английском языке.
Научно-исследовательский семинар "Дислексия и дисграфия: нейролингвистический подход" (Бакалавриат; где читается: Школа лингвистики НИУ ВШЭ; 4-й курс, 1, 2 модуль)
Где: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1
Когда: сентябрь-декабрь 2020 (по понедельникам с 16:40 до 18:00)
Преподаватель: Дорофеева Светлана Валентиновна (sdorofeeva@gmail.com)
Подробнее: Курс ориентирован на студентов, не знакомых с исследованиями в области нарушений письменной речи, и посвящен обзору основных методов исследования и диагностики нарушений чтения и письма, а также базовым принципам коррекции подобных нарушений.
Курс читается на русском языке.
Чтобы договориться о посещении курса в качестве вольнослушателя, пишите непосредственно преподавателям (пропуск в НИУ ВШЭ на дни занятий также выписывает преподаватель). Будем рады вас видеть!
Архив учебных курсов
Курсовые работы и ВКР
Написание курсовой работы под руководством одного из сотрудников лаборатории - это отличная возможность попробовать себя в роли исследователя и познакомиться с актуальными научными направлениями, представленными у нас. Вы сможете приложить свои силы в организации и проведении экспериментов наравне с нашими сотрудниками. Если у вас есть идеи для написания работы, или вы просто чувствуете интерес к нейролингвистическим исследованиям - пишите нам!
2020-2021
Курсовые работы
Александрова А.А., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Апробация скринингового теста для диагностики речевых нарушений "СкриЛинг" в группе неврологически здоровых испытуемых" (научный руководитель - Буйволова О.В.)
Гордеева Е.А., 3 курс бакалавриата, Психология, Факультет социальных наук, "Comparison of Pre- and Postoperative Cognitive Performance in Patients with Meningiomas" (научный руководитель - Драгой О.В.)
Гринберг Л.В., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Разработка русскоязычного теста на чтение псевдослов" (научный руководитель - Дорофеева С.В.)
Долгодворова М.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Негативность рассогласования у типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра: нейролингвистический подход" (научный руководитель - Арутюнян В.Г.)
Журавлева А.А., 1 курс магистратуры, Факультет социальных наук, Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию, "Реорганизация языковой обработки у нейрохирургических пациентов: исследование методом функциональной магнитно-резонансной томографии" (научный руководитель - Малютина С.А.)
Замбржицкая М.С., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Исследование навыков лексической и морфосинтаксической предсказуемости у младших школьников" (научный руководитель - Лопухина А.А.)
Зырянов А.С., 1 курс магистратуры, Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию, Факультет социальных наук, "Динамика ритмической активности в лобной коре во время лексической селекции" (научный руководитель - Малютина С.А.)
Каприелова А.В., 1 курс магистратуры, Факультет социальных наук, Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию, "Особенности движений глаз при чтении у детей с нарушениями слуха" (научный рукводитель - Лауринавичюте А.К.)
Козлова М.С., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Нейроанатомические корреляты нарушения чтения у детей" (научный рукводитель - Драгой О.В.)
Кромина А.А., 1 курс магистратуры, Факультет социальных наук, Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию, "Анализ траектории движения глаз при чтении предложений у глухих и слабослышащих носителей русского жестового языка" (научный руководитель - Лауринавичюте А.К.)
Кудрина А.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Разрешение анафоры местоимений в итальянском как иностранном языке: психолингвистическое исследование" (научный руководитель - Худякова М.В.)
Кудрявцев С.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Нейронная хабитуация как механизм адаптации к повторяющимся слуховым стимулам у типично развивающихся детей и детей с расстройствами " (научный руководитель - Арутюнян В.Г.)
Лабенская Я.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Связь успешности понимания сложных синтаксических конструкций и синтаксической сложности в порождении дискурса у пожилых людей" (научный руководитель - Малютина С.А.)
Лелик В.П., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Ранние этапы усвоения грамматики русскоязычными детьми 1-3 лет (на материале корпуса CHILDES)" (научный руководитель - Лопухина А.А.)
Лобанова И.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Лексический доступ у пожилых людей в норме и при мягком когнитивном снижении" (научный руководитель - Малютина С.А.)
Мазалова А.В., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Автоматический анализ вербальной беглости на русском языке: создание онлайн инструмента" (научный руководитель - Худякова М.В.)
Миннигулова А.Ш., 1 курс магистратуры, Факультет социальных наук, Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию, "Auditory processing during visual attention in typically developing children and children with Autism Spectrum Disorder: An ERP study" (научный руководитель - Арутюнян В.Г.)
Мицюк Д.В., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Чувствительность к просодическим или статистическим признакам при сегментации речевого потока у взрослых носителей русского языка и младенцев" (научный руководитель - Лопухина А.А.)
Морозова А.Н., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Исследование слухоречевой памяти у детей" (научный руководитель - Драгой О.В.)
Нелюбина М.С., 3 курс бакалавриата, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Лингвистический локус нарушений спонтанной речи после резекции опухолей головного мозга: вклад лексико-семантического, фонологического и синтаксического дефицита" (научный руководитель - Зырянов А.С.)
Олейник А. П., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Поверхностная" обработка предложений с причастным оборотом в русском языке: экспериментальное исследование" (научный руководитель - Малютина С.А.).
Орехова М.И., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Соотношение траектории движения взгляда и понимания текста при чтении на английском языке" (научный руководитель - Паршина О.А.)
Перевощикова Т.Д., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Исследование влияния зрительной и зрительно-пространственной обработки на степень успешности в освоении навыков чтения" (научный руководитель - Дорофеева С.В.)
Размыслович А.В., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Влияние транскраниальной магнитной стимуляции в сочетании с речевой терапией на восстановление речи после инсульта" (научный руководитель - Буйволова О.В.)
Северина К.И., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика,
"Оценка речевых навыков детей с синдромом Дауна в сравнении с типично разивающимися детьми (по материалам теста речевых навыков "Кораблик")" (научный руководитель - Лопухина А.А.)
Смирнова А.С., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Роль пробела при чтении" (научный руководитель - Лауринавичюте А.К.)
Староверова В.Н., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Влияние фонологических и орфографических подсказок в парафовеальной области на чтение учеников 2 и 4 классов в сравнении со взрослыми" (научный руководитель - Лопухина А.А.)
Степанова В.Р., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Апробация скринингового теста для диагностики речевых нарушений "СкриЛинг" в клинической группе" (научный руководитель - Буйволова О.В.)
Сурова А.А., 3 курс бакалавриата, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Факультет гуманитарных наукк, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Лингвистический локус нарушений спонтанной речи после резекции опухолей головного мозга: вклад лексико-семантического, фонологического и синтаксического дефицита" (научный руководитель - Зырянов А.С.)
Трепаленко А.В., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Лингвистические тесты для картирования речи во время краниотомий в сознании у билингвов" (научный руководитель - Драгой О.В.)
Чугреев Е.А., 2 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Структурная асимметрия дугообразного пучка у здоровых испытуемых" ( научный руководитель - Карпычев В.В.)
Шитикова Е.В., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Различия между навыками фонологического восприятия (различения фонем) и фонологического анализа у русскоговорящих детей 5-6 лет" (научный руководитель - Дорофеева С.В.)
Щеглова Е.А., 3 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Оценка локальных изменений головного мозга у детей с дислексией с применением воксельной морфометрии" (научный руководитель - Больгина Т.А.)
ВКР
Астафьева И.Ю., 2 курс магистратуры, Факультет гуманитарных наук, Лингвистическая теория и описание языка, "Исследование различий в результатах тестов на чтение на уровне слов и на уровне текста у русскоговорящих детей начальной школы" (научный руководитель - Дорофеева С.В.)
Лоншаков Г.Г. , 4 курс бакалавриата, Факультет гуманитарных наук, Фундаментальная и компьютерная лингвистика, "Нейрональная активность, сопровождающая чтение" (научный руководитель - Драгой О.В.)
Архив курируемых работ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.