• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Батарея тестов «ЗАРЯ» для выявления особенностей фонематической обработки у детей

Одним из направлений работы Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» является разработка и внедрение в логопедическую и клиническую практику стандартизированных тестов, которые позволяют оценить степень и природу нарушений как устной, так и письменной речи. Первым подобным проектом стал Русский афазиологический тест, который сегодня активно используется логопедами при работе со взрослыми пациентами, утратившими полноценную способность говорить или понимать родную речь в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.

В настоящий момент разработан и прошел стандартизацию новый диагностический инструмент ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка) – тест для выявления особенностей фонематической обработки. Этот тест ориентирован на детей с дислексией, испытывающих специфические трудности с освоением чтения.

Нарушения чтения у детей возникают в результате нескольких причин, одним из ведущих типов дефицита являются трудности с обработкой фонематической информации. Эти трудности могут возникать на разных этапах освоения речи и затрагивать различные уровни. Так, может быть нарушена способность точно воспринимать или воспроизводить фонемы родного языка, удерживать в памяти последовательности единиц звучащей речи, производить фонематический анализ и операции различного уровня сложности с фонемами (например, выделять отдельные звуки в словах, определять наличие звука в слове, производить замену звуков по заданному алгоритму и т.д.).
Наш проект опирается на опыт ведущих отечественных нейропсихологов, логопедов, коррекционных педагогов и учитывает целый ряд психолингвистических параметров. Поскольку подобных детальных и стандартизированных фонологических батарей для русского языка до сих пор не существовало, мы использовали также опыт зарубежных создателей инструментов для диагностики нарушений фонематической обработки (в частности, стандартизированные тесты для оценки когнитивного профиля детей с дислексией и другими трудностями обучения: Comprehensive Test of Phonological Processing Second Edition (Wagner et al. 2013), Tests for Auditory Processing Disorders (Keith 2009)).
Новый инструмент включает в себя 7 фонологических и 4 контрольных языковых субтеста и позволяет проводить детальную диагностику фонематических нарушений, выявляя тип нарушения (восприятие, порождение и/или анализ) и позволяя дать количественную оценку.


Фонологический дефицит и дислексия 

  • Дислексия – избирательная неспособность овладения навыками чтения при сохранном интеллекте и развитой устной речи – относится к наиболее распространенным трудностям обучения, от которой в России страдают около 10% детей (Лалаева 2002).
  • Наряду со множеством нелингвистических причин дислексии (чтение – сложный когнитивный процесс, к его нарушению могут привести трудности реализации разнообразных психических функций), гипотеза о дефиците фонологического восприятия и анализа является центральной в современной мировой научной дискуссии о дислексии.
  • Для успешной реализации процесса чтения необходимо формирование устойчивых ассоциативных связей графем (букв) с фонемами (смыслоразличительными единицами языка) и артикулемами (артикуляционными позами соответствующих звуков речи). При недостаточном развитии фонематических представлений и/или навыков фонематического анализа задача перевода последовательности графических символов в звуковую последовательность (чтение) становится трудновыполнимой.
  • Для русского языка, несмотря на наличие отдельных тестов (Ахутина и др. 2016, Семенович 2002), комплексного диагностического инструментария (аналогичного, например, англоязычному – Wagner et al. 2013) для выявления профиля фонологической обработки у детей до сих пор не существовало.
  • Тем не менее, он стал бы чрезвычайно востребован 1) для диагностики фонологического типа дислексии при уже выявленных проблемах освоения чтения у детей и ориентации логопедической коррекции именно на фонологический локус дефицита, 2) для оценки риска развития дислексии по фонологическому типу у детей, еще не приступивших к освоению чтения.

Лингвистически обоснованный подход

При подборе стимульного материала для теста ЗАРЯ был учтен ряд психолингвистических параметров:

  • возраст усвоения слов,
  • частотность слов,
  • длина,
  • слоговая структура,
  • артикуляторная сложность.

Визуальный стимульный материал и релевантные психолингвистические параметры были взяты из библиотеки стимулов (Akinina et al. 2015, Акинина и др. 2014).

При выборе типов заданий был учтён опыт логопедов и коррекционных педагогов, в том числе наблюдения о типах ошибок, характерных для детей с трудностями обучения и дислексией.


Стандартизированное предъявление стимулов

Фонологическая батарея запрограммирована с помощью Java SE 8 в виде приложения для планшета на платформе Android.

Все аудиостимулы были предварительно записаны профессиональным диктором в звукозаписывающей студии. В тестах на понимание (субтесты 1, 2, 4) автоматически фиксируется ответ и время реакции испытуемого. В тестах на порождение (субтесты 3, 5, 6, 7) программа автоматически записывает аудио (голос испытуемого), и эту запись позже анализирует специалист.

Испытуемые

Группа нормы: в стандартизации теста принимали участие 108 нормально осваивающих чтение школьников 7-11 лет (дети из двух общеобразовательных школ в Москве и одной школы в Волгограде; по результатам проверки слуха и оценки уровня невербального интеллекта были исключены 18 человек, использованы данные оставшихся 90 испытуемых).

Группа детей с дислексией: в тестировании также принимали участие 60 детей с дислексией 7-11 лет (основная клиническая база – Центр патологии речи и нейрореабилитации).

Светлана Дорофеева проводит тестирование в Центре патологии речи и нейрореабилитации


Виктория Решетникова проводит тестирование в школе «Поколение» в Волгограде



Виктория Решетникова проводит тестирование в школе «Поколение» в Волгограде


Каждому испытуемому проводилась проверка слуха специальной аудиометрической системой

* Все фото несовершеннолетних выполнены и размещены с разрешения ответственных лиц

Фонологические субтесты

 

1.      Дискриминация фонем (слуховая дифференциация парных звуков, представленных в минимальных контекстах; ива-ыва, вом-фом);

2.      Лексическое решение (дифференциация слов и псевдослов, специально сконструированных с учетом фонотактики русского языка и типов ошибок, характерных для детей с дислексией; сОмце, бАлец, телефИн);

3.      Повторение псевдослов (кадрат, пулица, ферёвка);

4.      Определение наличия звука в слове (г – кит, ч – врач, ы – картина);

5.     Называние первого звука в слове (лев => [л’], игла => [и], дворник => [д]);

6.     Подсчет количества звуков в слове (слон => 4, носок => 5, лампочка => 8);

7.      Замена звука в псевдослове (для успешного выполнения этого задания нужно обладать комплексом навыков: расслышать и удержать в памяти звуки, зафиксировать последовательность звуков в псевдослове, найти целевой звук, произвести мысленно замену на нужный, произнести итоговое псевдослово вслух; замени звук [б] на [п] – ба, замени звук [к] на [к’] – нука, замени звук [л] на [ш] – мимила).


Публикации 

С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.С. Зырянов, Д.Н. Горанская, Е.А. Гордеева, М.Н. Серебрякова, Т.В. Ахутина, О.В. Драгой. Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией. Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. — С. 331-333.

 

Доклады на конференциях 

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Устный доклад «Выявление лингвистического дефицита у детей, обучающихся русскому языку». XIX Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ. Секция «Русский язык в многоязычном мире». 13.04.2018, Москва, Россия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery (typically developing children)». Международная научная школа V Summer Neurolinguistics School. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ. 21-23.05.2018, Москва, Россия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery (data for typically developing and dyslexic children)». Международная научная школа 3rd Summer School ISOLDE «Infant Studies On Language Development in Europe», 11-15 июня 2018 г., Потсдам, Германия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery for Assesment of Language Development». Международная научная конференция WoRLD: Workshop on Reading, Language and Deafness. The Basque Center on Cognition, Brain and Language. 18-20.10.2018, Сан-Себастьян, Испания.

Дорофеева С. В., Решетникова В. А., Зырянов А. С., Горанская Д. Н., Гордеева Е. А., Серебрякова М. Н., Ахутина Т. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией». VIII международная конференция по когнитивной науке, 18-21 октября 2018 г., Светлогорск, Россия.

 

Благодарности

Мы благодарим всех принимавших участие в тестировании детей, их родителей, администрации школ-участников, а также Центр патологии речи и нейрореабилитации и Ассоциацию родителей и детей с дислексией за доверие и помощь в проведении исследования!

 


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-29-09122. Руководитель - Драгой О. В.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.