• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Докажите ущерб - заплатим

Московские новости. 2005. № 21. 3 июня

С момента энергетической аварии в Москве минуло больше недели, но ее обстоятельства по-прежнему остаются в центре внимания общественности, а "разбор полетов" на высоком политическом уровне еще впереди. О причинах аварии и ее уроках "МН" рассказал заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон.

С момента энергетической аварии в Москве минуло больше недели, но ее обстоятельства по-прежнему остаются в центре внимания общественности, а "разбор полетов" на высоком политическом уровне еще впереди. О причинах аварии и ее уроках "МН" рассказал заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон.

- В день аварии ваш начальник Анатолий Чубайс принес извинения пострадавшим. Вы согласны с тем, что ответственность за происшедшее - на нем лично?
- Мы как правление материнской компании холдинга несем ответственность за все, что происходит в РАО "ЕЭС". Конечно, Чубайс мог все свалить на Евстафьева (главу "Мосэнерго") или того рабочего, который ремонтировал трансформатор на подстанции Чагино. Ведь насколько я знаю, ни после "Курска" , ни после Дубровки, ни после Беслана никто из первых лиц ответственности на себя так и не взял и извинения никому ни принес. Поэтому я только больше зауважал Чубайса после того, как он принес извинения людям. Думаю, он прав: не надо дожидаться долгих и дотошных технических расследований. Суть дела ясна, и легендарный тезис Ельцина "во всем виноват Чубайс" как раз к данной ситуации вполне применим.
- На вас эта авария обрушилась как снег на голову или ее можно было предвидеть?
- В любой сложной технической системе, к коим, без сомнения, относится РАО "ЕЭС" , могут быть неполадки. Можно потратить очень большие деньги и все равно не добиться 100-процентной надежности. Поэтому требуется продумать такую систему, которая минимизирует риски поломок, а если все же они произошли, то быстро реагирует на отклонения и возвращает систему в начальное состояние. Самым страшным последствием того, что произошло в Чагине, могло стать каскадное развитие аварии. И оно действительно началось 25 мая в 10. 10 утра, когда город, как всегда утром, вышел на пик нагрузки, и на полную мощность заработали замещающие мощности. А уже в 12. 30 каскадное развитие аварии было остановлено. То есть сложнейшая система, выйдя из строя, очень быстро вернулась на свою траекторию. Другое дело, что только к 16 часам "запитали" всех потребителей, на ликвидацию каких-то других последствий потребовались еще часы, а то и дни, но собственно с аварийной ситуацией система справилась очень быстро.
- Но ведь аварийную ситуацию все-таки допустили. Почему это случилось?
- Главная причина - устаревшее оборудование. Оно на этой подстанции 1958 - 1962 годов выпуска. Конечно, возможен вопрос, почему его до сих пор не заменили. Вспомните, когда Чубайс пришел в компанию в 1998 году, доля платежей "живыми" деньгами составляла в ней всего 14 %, и средств на укрепление технической базы не было. Как только нам стали платить за электроэнергию, мы стали наращивать средства на замену оборудования. Но заменить все, что сорок и больше лет стояло, чисто физически не успели. Хотя, конечно, сейчас будем менять устаревшее оборудование ускоренными темпами.
Кроме того, надо разбираться, как отработала вся технологическая цепочка. Для того и работает сейчас специальная комиссия, созданная Чубайсом. И ни один фактор мы не сбрасываем со счетов. Вплоть до того, что вначале не отметали версию теракта. Но теперь я уже совершенно точно могу сказать, что теракта там не было.
- Авария породила ряд стереотипов. Прокомментируйте их, пожалуйста. Первый тезис таков: Чубайс и его команда увлеклись реформой - вместо того чтобы обеспечивать надежность работы оборудования...
- У меня есть статистика, причем независимая. Она свидетельствует: в первом квартале 2004 года, до того как реально началось реформирование региональных компаний (включая "Мосэнерго"), количество технологических нарушений составляло 9 780, а в январе - марте 2005 года, уже после начала реформы - 8 495. Почему снизилось количество технологических нарушений? Да потому, что в компаниях благодаря реформе появляется реальный собственник. Поскольку за каждое технологическое нарушение он расплачивается собственным рублем, то понимает, что ему дешевле устаревшее оборудование вовремя заменить или провести глубокий диагностический ремонт, чем потом ликвидировать последствия аварий.
- Еще один стереотип: в руководстве РАО "ЕЭС" - сплошь менеджеры и финансисты, а специалистов-энергетиков днем с огнем не сыщешь. Отсюда и аварии...
- В головной компании действительно много финансистов и управленцев. Так ведь головная компания и занимается менеджментом. Хотя за те направления, которые связаны с технической стороной дела, отвечают профессиональные энергетики, причем с огромным опытом и весом в отрасли. Например, направление ремонтов и технической политики возглавляет Вячеслав Воронин, службу контроллинга - Виктор Паули. Это технари очень высокого уровня. Но в тех наших "дочках" , которые занимаются непосредственно производством, структура менеджмента совершенно другая: преобладают инженеры с энергетическим образованием. Причем все регулярно проходят переподготовку. Кстати, топ-менеджмента это тоже касается: с первого год пребывания здесь мы все во главе с Чубайсом еженедельно проходили курс профессиональной подготовки, а затем регулярно повышали свою квалификацию.
Миф о том, что Чубайс-де разогнал всех профессионалов, появился потому, что в 1999 - 2000 годах многих энергетиков высокого ранга пришлось освобождать от занимаемых должностей. Мы требовали, чтобы директор станции или руководитель энергосистемы не с отверткой бегал, а отвечал бы за финансовые потоки, за то, как расходуются деньги. От генерального директора требовалось составлять и защищать на Совете директоров бизнес-план, он должен был обеспечить казначейское исполнение бюджета. Пару раз обнаружилось отклонение от бюджета, вольное обращение с деньгами компании - увольнение. Не все эти новые требования восприняли, и пришлось уволить нескольких очень уважаемых энергетиков. С тех пор и пошло гулять мнение, что Чубайс избавляется от профессионалов. Но эти профессионалы, действительно многое сделавшие для системы в свое время, требованиям сегодняшнего дня уже не отвечали.
- Следующее расхожее обвинение: у топ-менеджмента РАО "ЕЭС" имеется парк самолетов и иномарок, они получают миллионные дивиденды, а на оборудование в Чагине у них денег не хватает.
- Давайте по порядку. Насчет самолетов: есть компания "Авиаэнерго" , на которую мы не тратим ни копейки, поскольку она возит не только нас, но и обслуживает массу чартеров, и вообще зарабатывает сама. Тем не менее мы приняли решение ее продавать, как и другие непрофильные активы, между прочим, приносившие нам прибыль. Например, гостиницу "Энергетик" в центре Москвы, дом отдыха в Жаворонках...
Что касается автомобилей, то весь парк мы уже продали. Сегодня нас обслуживает та же автофирма, что и Думу, Совет Федерации, правительство. Они дают нам напрокат свои авто вместе с шоферами.
По поводу миллионных дивидендов: в 2002 году собрание акционеров приняло решение, что члены совета директоров вознаграждаются за рост капитализации компании. Согласно этому решению, Чубайс и другие члены совета директоров должны были получить по итогам 2003 года миллион долларов. Но, подчеркиваю, это было решение не менеджмента компании, а собрания акционеров, основным из которых является государство. А главное, представители государства в Совете директоров ни копейки на руки не взяли: Чубайс перечислил причитающие ему средства в Фонд ветеранов энергетики, а Греф, Юсуфов и другие - в бюджет. Это легко проверяемый факт.
- РАО "ЕЭС" выразило готовность компенсировать ущерб пострадавшим от аварии. О каких суммах идет речь, и не боитесь ли вы в результате разориться?
- Суммы называют разные: кто 1 млрд. долларов, кто - 2 млрд. Мы ведь поставляем энергию потребителям по договорам, и в каждом прописана оценка ущерба в случае, если мы не выполним своих обязательств. Мы готовы в полном соответствии с договорами оплатить те иски, обоснованность которых будет доказана, в том числе в судебном порядке. Конечно, это неприятно и мы вынуждены будем пересматривать многие наши финансовые планы. Но оплачивать будем только доказанный ущерб, а не объявленный. А то появится масса желающих списать на аварию все свои грехи.