• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Продолжение подъема

Газета. 2002. № 180. 30 сентября

Данные Госкомстата по росту промышленного производства в июле и августе вызвали оживленную дискуссию среди экспертов. Между тем сами по себе эти показатели не могут служить адекватными индикаторами скорости роста или снижения темпов промышленной динамики. И поэтому не дают оснований ни для радости, ни для огорчения.

Данные Госкомстата по росту промышленного производства в июле и августе вызвали оживленную дискуссию среди экспертов. Между тем сами по себе эти показатели не могут служить адекватными индикаторами скорости роста или снижения темпов промышленной динамики. И поэтому не дают оснований ни для радости, ни для огорчения.

Во-первых, в одноименных месяцах разных лет зачастую не совпадает число рабочих дней для пятидневной рабочей недели (кстати, в июле 2000 года было на один рабочий день больше, а в августе, наоборот, на один рабочий день меньше, чем соответственно в июле и августе 2001 года). "Лишний" рабочий день обусловливает примерно 3% роста (а в случае сокращения числа рабочих дней на один день, наоборот, потерю такого же количества процентов).
Во-вторых, уровень производства соответствующего месяца прошлого года не может служить основанием для вывода о скорости динамики в текущем году, так как в динамике прошлого года могли быть свои подъемы и провалы. В таком случае, если во всех месяцах текущего года были совершенно одинаковыми объемы выпуска продукции, темпы изменения физического объема к соответствующим месяцам прошлого года окажутся разными.
Для объективного отражения характера динамики производства в текущем году лучше всего пользоваться показателями отношения среднесуточного производства в текущем месяце к его объему в предыдущем, очищенными от влияния фактора сезонности. Такими показателями являются индексы интенсивности промышленного производства, данные о которых в текущем году свидетельствуют о продолжающемся с апреля оживлении промышленного роста после спада и застоя с ноября 2001 года по март 2002 года.
Следует отметить, что в последние месяцы для большинства основных отраслей промышленности налицо расширение спроса на их продукцию со стороны как отечественного, так и внешних рынков. Об этом свидетельствует, в частности, непрерывный рост интенсивности производства в нефтедобывающей промышленности - в течение 38 последних месяцев (по август 2002 года включительно); пищевой промышленности и промышленности строительных материалов - в течение 8 месяцев; черной металлургии - 7 месяцев; химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 6 месяцев; газовой и угольной промышленности - 5 месяцев; машиностроении и металлообработке - 4 месяцев.
Длительный непрерывный спад интенсивности производства имеет место только в легкой промышленности (в течение 10 последних месяцев).
Устойчивый рост интенсивности промышленного производства после системного финансово-экономического кризиса 1998 года позволил к августу 2002 года превзойти уровень начала 1995 года, однако отставание от первых лет периода экономических реформ остается пока еще весьма значительным. В частности, с января 1993 года по август 2002 года интенсивность производства по промышленности в целом сократилась на 28, 4%.
Относительно меньшая степень снижения интенсивности производства за рассматриваемый период характерна для отраслей топливно-энергетического комплекса, ряда экспортно ориентированных производств и для отраслей, в которых наиболее ярко проявился эффект импортозамещения после кризиса 1998 года. В цветной металлургии за указанный период она возросла на 1, 7%, уменьшилась в нефтедобывающей промышленности - на 0, 7%, в черной металлургии - на 2, 2%, газовой промышленности - на 5, 8%, химической и нефтехимической промышленности - на 8%, угольной промышленности - на 13, 1%, нефтеперерабатывающей промышленности - на 17, 3%, электроэнергетике - на 18, 5%, пищевой промышленности - на 19, 6%.
В большей степени спад производства имел место в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 42, 4%, промышленности строительных материалов - на 46, 7%, машиностроении и металлообработке - на 53, 4%, легкой промышленности - на 65, 3%.