• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Добровольно, но обязательно

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2004. № 48. 26 ноября

В Высшей школе экономики прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования

С самого начала эксперимента по Единому государственному экзамену вокруг него не утихают споры. Страсти по ЕГЭ разгорелись вновь на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), которое прошло на днях в Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ).

В обсуждении приняли участие представители администрации Президента РФ, Минобрнауки, Госдумы, РАН, научно-исследовательских институтов, вузов и школ России.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов обозначил так называемые развилки в организации единого экзамена. Первая - на уровне "ЕГЭ - школа": могут ли выпускники добровольно выбирать между двумя формами итоговой аттестации - традиционными экзаменами и ЕГЭ? И не окажется ли, что, отказавшись от участия в тестировании, школьник получит обычный аттестат и лишится права поступать в вуз?

Вопрос второй относится к уровню "ЕГЭ - вузы".

Я. Кузьминов напомнил, что тут могут быть три варианта организации экзамена. "Жесткий" - при котором ЕГЭ обязателен для всех выпускников и является главным критерием для зачисления в вуз. "Средний" вариант, когда ЕГЭ сдают только те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения. И наконец, согласно "мягкому" варианту, предложенному ректорами, единый экзамен обязателен только для тех абитуриентов, которые претендуют на бюджетные места в высших учебных заведениях. А для контрактников вуз устраивает собственные вступительные испытания.

Анатолий Пинский, директор Центра развития школы при ГУ-ВШЭ, заметил, что единый экзамен не может быть обязательным, ибо поступление в вуз - дело сугубо добровольное. Процедура, включающая в себя вступительное испытание, не должна быть принудительной. В предложенной схеме выпускник, как минимум, должен сдать школьные экзамены по "форме А", что даст ему право на получение аттестата. Добровольно он может сдать экзамены по "форме Б", то есть ЕГЭ. И это даст ему право на поступление в вуз.

Лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада предложила исходить из запросов учеников и их родителей. По ее мнению, эта реформа должна быть прежде всего либеральной: все должны иметь право поступать в вузы с результатами ЕГЭ.

Тему "запросов учеников и их родителей" продолжил помощник председателя Правительства РФ Владимир Филиппов:
- Когда мы начинали эксперимент по ЕГЭ, нас интересовало, довольно общество существующей системой вступительных экзаменов или нет? По результатам опросов ВЦИОМ, большинство населения однозначно сказало: нет, систему надо менять. Так же люди ответили на вопрос о выпускных экзаменах в школе.

По мнению В.Филиппова, ЕГЭ должен быть добровольным для выпускников школ, но зачислять в вузы надо только по его результатам. Он напомнил, что идея ЕГЭ заключается в обеспечении права на доступное и качественное образование для всех, в том числе для выпускников школ из регионов. А дополнительные вузовские экзамены лишают смысла эту идею.

Ярослав Кузьминов уверен в том, что дополнительные испытания необходимы. По его мнению, государство должно брать на себя транспортные расходы школьников, приезжающих сдавать экзамены в любой вуз России. Кроме того, он предложил и альтернативный вариант: разработать задания по ЕГЭ разной степени сложности (тесты максимум на 70 баллов, а письменные работы - на 120). Это позволит школьникам выбирать задание по своим возможностям, а вузам - отсеивать слабых абитуриентов на самом раннем этапе.

Большинство собравшихся согласны с необходимостью введения ЕГЭ. Но есть и те, кто не хочет принимать "егэшников" в свои ряды без дополнительных испытаний. Первый проректор МГУ Владимир Миронов, аргументируя "оппозиционную" точку зрения, напомнил, что начиналось введение единого экзамена под эгидой борьбы с коррупцией. "Сегодня мы понимаем, что ЕГЭ может быть еще более опасной формой коррупции", - подчеркнул он. По его мнению, введение ЕГЭ угрожает как раз не вузам, а школам, потому что ведет к банальному "натаскиванию" на тесты.

- Но по ЕГЭ существует более 10 тысяч тестов! - тут же парировал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. - Если учитель научит детей решать хотя бы 30 вариантов, это уже гарантирует получение выпускником базового образования.

Директор Центра образования "Царицыно" N548 (Москва) Ефим Рачевский считает: главная проблема, связанная с ЕГЭ, состоит в том, что вузы, отказываясь учитывать его результаты, демонстрируют недоверие к школьному сообществу:
- Система ЕГЭ заработает только в том случае, если она будет одинакова для всех - принимать результаты единого экзамена должны все вузы, независимо от того, ведущие они или нет. При этом, конечно, надо учитывать, что есть дети, испытывающие проблемы со здоровьем, а есть вузы со специальными потребностями - например, театральные или спортивные.

Рачевский предложил расширить выбор обязательных для итоговой аттестации предметов. Вместо непременных сегодня экзаменов по русскому языку и математике школьник мог бы предпочесть два других предмета из пяти-шести, ориентируясь на свой профиль. Для слабослышащих и слабовидящих детей можно придумать щадящие испытания. По мнению Е.Рачевского, необходимо также создать единую базу данных, содержащую информацию о победителях олимпиад различного уровня, - вопрос о внеконкурсном зачислении в вузы этих детей также был поднят на встрече.

Как было сообщено участникам дискуссии, заканчивается подготовка проекта постановления Правительства РФ о поэтапном введении Единого государственного экзамена на территории России в 2006-2008 годах. А в январе 2005 года Минобрнауки планирует подготовить проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон "Об образовании" в части введения ЕГЭ.