• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чистка рынков

BusinessWeek Россия. 2007. № 2. 22 января

..."Если таджик, который у себя вряд ли сможет претендовать больше чем на $100 в месяц, в Москве, скорее всего, будет получать больше, чем в Душанбе, то жителю Пензы, приехавшему на заработки в столицу, придется платить существенно больше, чем таджику. Либо из Пензы не поедут, либо оплата труда должна быть намного выше.
Либо исчезнут сами рабочие места, либо разница в зарплатах отразится на ценах. Но и в Пензе нужны работники", — рассуждает директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон...

Запрет мигрантам работать на отечественных рынках, скорее всего, ударит по россиянам.

Как минимум нам гарантирован рост цен
Вот дурак моя, не ту футболку отдала!" — армянка Карина сокрушается над красивой трикотажной блузкой: покупательнице не тот размер упаковала. Покупательница, впрочем, вернулась. Поменяла футболку и еще брюки купила: у Карины невероятно низкие цены — распродажа. Куски картона с написанным от руки манящим словом "РАСПРОДАЖА" почти на всех рыночных прилавках. Продавцы — в основном из ближнего зарубежья — спешно сбывают товар, ведь торговать в России без разрешения на работу они не имеют права уже с 15 января. "Разрешение оформлять надо. Мне знакомый сказал: заплати 11 тыс. — за месяц сделают. Устала я… Поеду назад Армения, хотя работы там нет", — грустно рассказывает Карина. Она вспоминает, что по телевизору говорили, будто получить разрешение будет легко, но опыт ее друзей свидетельствует об обратном.
Поправки в закон о правовом положении иностранных граждан в России, принятые в последние дни 2006 года, действительно упрощают порядок получения разрешения на работу для граждан тех стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим. А новый закон о миграционном учете иностранных граждан, вступивший в силу 15 января этого года, заменяет разрешительный порядок регистрации в России на уведомительный. По идее, оба документа должны существенно облегчить легализацию иностранцев. Мало того, поправки в КоАП (Кодекс об административных правонарушениях РФ), увеличили размер штрафа для работодателя, принимающего на работу иностранца без разрешения на работу, до 800 тыс. рублей. Получается, что легализация иностранцев выгодна как самим мигрантам, таки их работодателям. Только в реальности ситуация выглядит иначе.
По закону регистрация иностранца и оформление разрешения на работу в России занимают не больше 40 дней. На деле уложиться в эти сроки невозможно.
"Оформить эти разрешения самостоятельно невозможно, — на условиях анонимности говорит директор одного из московских рынков. — Сейчас пробиться в те три отделения, которые в Москве оформляют эти разрешения, нельзя. Наш сотрудник на днях занимал там очередь, был 2500-м по счету. Мы действуем через юридическую фирму — естественно, за дополнительные деньги".
Директорам рынков сейчас приходится особенно тяжело: с 15 января в силу вступило постановление правительства, вводящее квоту найма иностранных рабочих на предприятиях розничной торговли. Так, иностранцам, даже имеющим легально оформленные разрешения на работу, запрещено торговать алкоголем и фармацевтической продукцией, доля мигрантов за рыночными прилавками не должна превышать 40%, а с 1 апреля будет и вовсе сведена к нулю.
Декларируемые цели нововведений — освобождение рабочих мест для россиян и защита отечественного производителя.
На деле же эти меры могут существенно сузить ассортимент, взвинтить цены и ударить по наименее защищенному слою российских потребителей — тем бабушкам, которые, экономя пенсионные рубли, предпочитают рынки магазинам.

Откуда ноги растут
Вдохновитель идеи квот на работу иностранцев на розничных рынках — Владимир Владимирович Путин. 5 октября, сразу после погромов в карельской Кондопоге, из канцелярии президента в правительственные кабинеты было разослано поручение, предписывающее Михаилу Фрадкову "в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ" не позднее 15 ноября разработать и принять нормативно-правовые акты, в частности, регламентирующие торговлю на оптовых и розничных рынках, включая "упорядочение миграционной ситуации", а также определяющие "допустимые доли иностранных работников, используемых в сфере оптовой и розничной торговли". Через два дня соответствующие распоряжения спускались ниже по инстанциям уже из премьерской канцелярии. Как следует из документа, оказавшегося в распоряжении "Business Week Россия", ведомством, ответственным как за установление квот на иностранных работников, так и за регламентацию торговли на рынках, было назначено Министерство экономического развития и торговли. Но по ходу ситуация изменилась. Постановление правительства "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ" родилось аккурат к отведенному президентом сроку — 15 ноября, но не в МЭРТ, а в недрах Минздравсоцразвития.

Не просчитали
"Постановдение правительства (об ограничении доли иностранцев на рынках. — "BusinessWeek Россия")— это классический пример того, как экономические и социальные резоны приносятся в жертву дешевой политике, — рассуждает директор Центра социальной политики и рынка труда Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. — Была вспышка, связанная с Кондопогой. Реакция президента почему-то была такой. Правительство, что называется, тут же взяло под козырек, впопыхах приняло это решение — на 100% неправильное".
Реакция на первые последствия нововведений — массовое закрытие торговых точек, сужение ассортимента и рост цен— действительно показала, что решение было, мягко говоря, необдуманным. Уже через два дня действия нового порядка глава МЭРТ Герман Греф заявил, что срок отмены использования иностранных рабочих на рынках может быть перенесен с 1 апреля на более позднюю дату.
Как показало расследование "Business Week Россия", просчитать возможные экономические последствия запрета на использование труда мигрантов не удосужилось ни одно министерство. Судя по всему, цифру в 40%, ограничивающую долю мигрантов до 1 апреля, взяли просто с потолка.
"Доля в 40% была установлена до 1 апреля, чтобы смягчить жесткое решение, не создавать ситуацию кадрового дефицита, ведь найти соответствующие кадры из россиян будет не так легко. Процесс просто сделали более плавным", — говорит Михаил Крощенко, заместитель начальника отдела Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития.
О том, что никакие предварительные расчеты сделаны не были, признались и в Минэкономразвития. Тщательный поиск инстанций, ответственных за контроль над соблюдением квоты, тоже не дал результатов: организации, обычно проверяющие предприятия розничной торговли, уверяли нас, что по-прежнему будут проверять только в рамках своей компетенции, а ответственность за контроль по квотам дружно перекладывали на коллег. Правда, руководители рынков так же дружно признаются, что введение каких-либо квот для иностранцев вообще бессмысленно: состав рабочих постоянно меняется, как за ним уследить, даже самой администрации непонятно.
Но самая большая проблема не в этом: если убрать с рынков мигрантов, россияне, вопреки ожиданиям чиновников, скорее всего, не займут их места, а значит, торговать станет некому. И что тогда?..

Без мигрантов - никуда
"Если таджик, который у себя вряд ли сможет претендовать больше чем на $100 в месяц, в Москве, скорее всего, будет получать больше, чем в Душанбе, то жителю Пензы, приехавшему на заработки в столицу, придется платить существенно больше, чем таджику. Либо из Пензы не поедут, либо оплата труда должна быть намного выше.
Либо исчезнут сами рабочие места, либо разница в зарплатах отразится на ценах. Но и в Пензе нужны работники", — рассуждает директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Впрочем, россияне, скорее всего, не пойдут работать на рынок не только из-за низкой зарплаты: работа слишком тяжелая. "Торговцы плодоовощной продукцией приходят на работу к 8–8.30 утра, уходят не раньше 9.30 вечера. Работа на улице, очень непростая. Россияне и за 30 тысяч в месяц в таких условиях работать не будут: менталитет не тот. А у азербайджанцев, например, торговать — в крови", — рассказывали на московском рынке. "Важно учитывать и то, что азербайджанец, торгующий, например, апельсинами — лишь последняя точка на длительном пути этих продуктов сюда, за ним стоит цепочка посредников, которые не только везут этот товар, но и обеспечивают по дороге все возможные взятки, — говорит Евгений Гонтмахер. — Таких цепочек россияне не создают: ведь российский фермер не повезет свою продукцию на продажу: ему элементарно некогда! Теперь этот азербайджанец не сможет стоять за прилавком. На его место можно нанять российского гражданина.
Ему действительно будут платить копейки, и он будет абсолютно бесправным. Мало того, азербайджанца тоже не выкинут из этой цепочки: ему просто найдут место, чтобы он официально не светился".
Неминуемый результат — рост цен.
Ведь в те же цены закладываются не только более высокие зарплаты для россиян, но и взятки "крышующим" структурам: заплатить 100 тыс. рублей в карман инспектору гораздо проще, чем 800 тыс. по протоколу. По прогнозам экспертов, цены вырастут минимум на 10%. На рынках уверяют, что прогноз слишком оптимистичный: цены вырастут на 20–25%. А значит, гораздо больнее, чем по мигрантам, которые будут искать работу в других сферах, меры ударят по самим же россиянам.
"По-моему, это чисто предвыборная акция, — говорит Владимир Гимпельсон. — Это популистские шаги, стимулируемые событиями в Кондопоге и конфликтом с Грузией. Не случайно все это совпало по времени. Если бы было не так, то можно было бы всю эту рыночно-ларечную торговлю просто ликвидировать или минимизировать с помощью стимулирования крупных торговых сетей, а слово "мигрант" не произносить во всей этой дискуссии. Для меня акцент на это слово — аргумент, подтверждающий, что руководствовались именно популистскими предвыборными соображениями".
Масштабная пиар-кампания новых мер и одновременно невозможность контролировать их исполнение, кажется, подтверждают догадки экспертов. Принесут ли эти нововведения хоть какую-то пользу россиянам — посмотрим. Ведь и про монетизацию льгот говорили, что никто ею пользоваться не станет. Однако пользуются. Может, и на рынки придут торговцы славянской внешности? Кушать-то хочется.