• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мигранты полезны

Ведомости. 2007. № 65. 12 апреля

..."В России трудовые мигранты тоже обычно дополняют, а не замещают местную рабочую силу", – считает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Так, в строительных компаниях рабочие – часто мигранты, а руководят ими россияне, которые без мигрантов потеряют работу. Так что заменить продавцов-мигрантов, изгнанных с продуктовых рынков, будет очень трудно.

Иммигранты чаще дополняют, а не вытесняют местную рабочую силу. Их приток не снижает занятость коренного населения, зато повышает уровень его доходов, выяснил калифорнийский экономист Джованни Пери. В России аналогичных исследований пока не проводили, но картина будет похожая, полагают эксперты.

Сторонники ужесточения иммиграционной политики обычно заявляют, что приток трудовых мигрантов негативно влияет на занятость и зарплаты местных жителей. Но мигранты почти не влияют на занятость и способствуют повышению зарплат местной рабочей силы, выяснил Джованни Пери, экономист из калифорнийского Public Policy Institute.
Мигрантами Пери считал всех работников, родившихся за пределами США, независимо от гражданства. Исследование проведено в Калифорнии – штате с наибольшим количеством иностранной (мексиканской) рабочей силы (до 30% от числа мигрантов в США). В 1960– 2004 гг. мигранты не лишили рабочих мест "аборигенов", обладающих аналогичным образованием и опытом работы, пишет Пери. А зарплаты в 1990–2004 гг. благодаря иммиграции выросли на 4%.
Иностранный работник в США, как правило, имеет крайне низкий или, реже, крайне высокий уровень образования. Больше всего иммигрантов в сельском хозяйстве и строительстве. Приток неквалифицированной рабочей силы способствует повышению зарплат американцев, вытесненных ими на более высокооплачиваемые должности, объясняет Пери.
Мигранты становятся конкурентами прежде всего другим – приехавшим раньше – мигрантам. Именно иностранные рабочие столкнулись с наибольшими потерями в реальной зарплате, которая с 1990 по 2004 г. сократилась на 17–20%, пишет Пери.
Еще в 1989 г. профессор Принстонского университета Дэвид Кард опубликовал похожую работу на примере Флориды и кубинских мигрантов. С мая по сентябрь 1980 г. кубинский лидер Фидель Кастро разрешил согражданам эмигрировать в США через порт Мариэль, и во Флориду прибыли 125 000 человек. Численность рабочей силы Майами быстро выросла на 7%.
Кард обнаружил, что это не привело к росту безработицы и снижению средней зарплаты.
В России таких исследований не было, говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев*. Но основные выводы могут оказаться верными и для России, полагает он, ведь у нас в стране растет стоимость труда, а демографические проблемы остры. Но деление мигрантов на группы по уровню образования может в российских условиях не иметь смысла – нелегальные мигранты здесь часто начинают карьеру "с самого дна" независимо от прежней квалификации, добавляет Гуриев*. "В России трудовые мигранты тоже обычно дополняют, а не замещают местную рабочую силу", – считает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Так, в строительных компаниях рабочие – часто мигранты, а руководят ими россияне, которые без мигрантов потеряют работу. Так что заменить продавцов-мигрантов, изгнанных с продуктовых рынков, будет очень трудно.

*Сергей Гуриев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.