• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационная поддержка процессов стратегического анализа и моделирования

Финансовая газета. 17 сентября 2009

В настоящее время на фоне укрупнения компаний, усиления конкуренции и изменчивости экономической среды информационный аспект играет все более заметную роль как в системе корпоративного управления (обеспечение акционеров и других заинтересованных лиц необходимой информацией), так и в процессах стратегического менеджмента (на стадиях стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии). При этом ввиду тесной взаимосвязи корпоративного управления и стратегического менеджмента представляется целесообразным, чтобы организационно-техническая система, обеспечивающая решение задач сбора, хранения, аналитической обработки и представления информации, была общей для обеих предметных областей.

Таким образом, можно говорить о комплексной системе информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента (СИП КУСМ), которая может быть представлена в виде информационно-логической модели - функциональных модулей, объединенных в функциональные блоки, и соответствующих информационных потоков. В качестве основных элементов такой модели можно выделить четыре функциональных блока: блок стратегического анализа и моделирования, блок управления по ключевым показателям, блок корпоративного планирования и бюджетирования и блок консолидации финансовой отчетности.

Функциональный блок стратегического анализа и моделирования является наиболее сложным среди перечисленных.

Его название объясняется тем, что в рамках этого блока не только выполняются различные аналитические процедуры, но и осуществляется моделирование влияния потенциальных стратегических инициатив на развитие организации, что позволяет оценить эти инициативы и сделать осознанный выбор.

На вход блока стратегического анализа и моделирования поступает информация из других функциональных блоков СИП КУСМ, а также из других систем управления и источников, являющихся внешними по отношению к организации. В частности, для внешнего анализа используется информация о внешней среде, а для внутреннего - учетные данные (из учетных систем), консолидированная финансовая и управленческая отчетность (из блока консолидации финансовой отчетности) и неколичественная информация о компании (экспертные оценки, результаты опросов и т.п.). Кроме того, входящими данными блока являются результаты "план-факт" анализа, поступающие из блока управления по ключевым показателям и блока корпоративного планирования и бюджетирования.

 Исходящая информация блока включает прогнозы (для формирования корпоративных планов и бюджетов), конкретные стратегические цели верхнего уровня и глобальные стратегические инициативы (для формирования системы ключевых показателей и выбора локальных инициатив), а также нефинансовую отчетность.

Если произвести более глубокую детализацию, то в составе блока стратегического анализа и моделирования могут быть выделены следующие функциональные модули.

Модуль мониторинга.

В общем случае под мониторингом понимается регулярный процесс сбора, структурирования и обобщения информации о характеристиках, событиях и явлениях, относящихся к объекту мониторинга, т.е. происходящих как в самой экономической системе, так и в ее внешнем окружении. В дальнейшем информация мониторинга может быть подвергнута углубленной обработке с использованием предметноориентированных аналитических процедур, ориентированных на решение конкретных задач, либо с привлечением экспертов для выражения мнений о состоянии и динамике развития объекта мониторинга.

Роль мониторинга в СИП КУСМ определяется прежде всего необходимостью внешнего и внутреннего анализа, т.е. анализа текущего состояния и тенденций развития внешней среды и самой организации. Мониторинг также служит для контроля за реализацией намеченных стратегических планов и достижением поставленных целей. Все это необходимо для составления прогнозов, позиционирования организации во внешней среде, оценки (а в случае необходимости - и переоценки) ее целевых показателей и планов и на этой основе формирования стратегических альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, в данном случае в качестве объектов мониторинга выступают как внешняя среда, так и сама организация.

При этом данные о состоянии организации поступают в модуль мониторинга из внешних информационных источников, а также из других функциональных блоков СИП КУСМ. В качестве внешних по отношению к СИП КУСМ источников выступают внешняя среда, учетные системы и различные источники неколичественной информации. Среди других источников информации для мониторинга отметим блок консолидации финансовой отчетности, поскольку именно там формируются консолидированная (по группе компаний) финансовая и управленческая отчетность, а также некоторые результаты ее аналитической обработки.

Среди источников информации отметим и функциональный блок управления по ключевым показателям и блок корпоративного планирования и бюджетирования, которые передают в систему мониторинга результаты анализа отклонений фактических значений показателей от запланированных. При этом практически все входящие информационные потоки блока стратегического анализа и моделирования поступают на вход модуля мониторинга.

Информация, собранная и структурированная с помощью модуля мониторинга, в дальнейшем передается в модуль прогнозирования (для формирования прогнозов), в модуль сводного анализа и позиционирования (для обобщения данных внешнего и внутреннего анализа и позиционирования организации во внешней среде), а также в модуль формирования глобальных целей. Вся эта информация, а также результаты контроля (отклонения от запланированных значений и причины их возникновения) доступны для руководителей и менеджеров организации.

Для реализации функций мониторинга могут применяться разные методы и подходы, включая финансовый и операционный анализ, бенчмаркинг, статистические методы, а также методы обработки трудноформализуемой информации (например, методы обобщения экспертных оценок или PESTанализ).

Модуль прогнозирования. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы оценить будущие значения показателей, которые влияют на позиционирование организации и, следовательно, на формирование стратегических планов ее развития. В качестве исходной информации для прогнозирования могут выступать исторические данные, предположения об условиях, в которых будет функционировать организация, а также допущения в отношении погрешностей прогнозных данных. На основе этой информации определяются прогнозные параметры с применением различных методов и моделей.

Задачи, для решения которых используются методы прогнозирования, можно разбить на две большие группы: прогнозирование состояния и тенденций изменения внешней среды (например, прогноз рыночного спроса) и прогнозирование показателей деятельности организации.

Для прогнозирования изменения внешней среды часто применяются методы анализа временных рядов с разбивкой динамики наблюдений на долгосрочную составляющую (тренд), циклические вариации, сезонные вариации и случайную составляющую. Могут также использоваться и другие методы, основанные на статистической обработке данных (прогностическая аналитика). Прогнозирование показателей деятельности организации основывается на технологических (с учетом характеристик производственных процессов и вовлеченных в процесс производства ресурсов) и бухгалтерских оценках (на базе информации финансового и управленческого учета), а также на оценках, полученных при помощи статистической обработки данных.

Прогнозные оценки, как правило, являются многовариантными: могут рассматриваться оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные значения. Кроме того, прогнозы могут быть поставлены в зависимость от некоторых аспектов деятельности организации и реализуемых стратегических инициатив (например, маркетинговая активность влияет на рыночный спрос на ее продукцию).

В основном прогнозирование связано с довольно трудоемкими математическими методами и расчетами. Тем не менее прогнозы могут формироваться не только на основе количественного анализа, но и на основе экспертных оценок. В последнем случае прогнозирование предусматривает формирование круга экспертов, сбор их мнений (желательно в формализованном виде, например с применением количественных или порядковых шкал) и последующую обработку полученных оценок.

Основным источником информации для прогнозирования является модуль мониторинга, в котором аккумулируются данные о внешней среде и состоянии организации. В свою очередь сформированные прогнозы передаются в модуль сводного анализа и позиционирования и в блок корпоративного планирования и бюджетирования.

Модуль формирования глобальных целей. Глобальные цели организации, как правило, носят описательный характер и служат для более детального выражения ее миссии и видения развития.

Формирование глобальных целей в значительной степени носит неформальный характер. Тем не менее этот процесс также основан на определенной информации, т.е. на информации о внешней среде и состоянии организации (информация мониторинга).

Глобальные цели учитываются в ходе сводного стратегического анализа, что обеспечивает преемственность стратегического управления. Для этого модуль формирования глобальных целей активно взаимодействует с модулем сводного анализа и позиционирования, причем это взаимодействие является двухнаправленным и предусматривает как прямые, так и обратные информационные потоки. Прежде всего глобальные цели наряду с информацией мониторинга принимаются во внимание при позиционировании организации, на основе которого впоследствии формируются глобальные стратегические инициативы и конкретные цели верхнего уровня. Но существует и обратная связь: результаты сводного анализа и позиционирования могут стать основанием для пересмотра глобальных целей, а в некоторых случаях - и для их корректировки.

Таким образом, в роли источников информации для формирования глобальных целей выступают функциональные модули мониторинга и сводного анализа и позиционирования, причем последний также является потребителем информации о глобальных целях организации.

Модуль сводного анализа и позиционирования.

Сущность сводного анализа заключается в том, чтобы обобщить результаты анализа внешней среды, текущего состояния организации и динамики ее развития. При этом принимаются во внимание не только исторические данные, но и прогнозные оценки. Это дает основание для позиционирования организации в экономической среде, выявления разрыва между прогнозируемым и целевым состояниями и последующего определения основных направлений развития и принципов ее деятельности.

Модуль сводного анализа и позиционирования оперирует данными мониторинга (из модуля мониторинга), прогнозами развития организации и динамики внешней среды (из модуля прогнозирования), а также информацией о глобальных целях (из модуля формирования глобальных целей). Результаты сводного анализа и сформулированного на его основе позиционирования передаются в модули формирования и оценки глобальных стратегических инициатив и модуль формирования конкретных целей верхнего уровня. Данные сводного анализа также могут быть использованы для оценки реалистичности сформулированных глобальных целей организации, что в случае необходимости может послужить основанием для их пересмотра и корректировки. Сводный анализ выполняется с применением специальных аналитических процедур (например, SWOT-анализа).

Модуль формирования глобальных стратегических инициатив. Под глобальными стратегическими инициативами понимаются крупномасштабные проекты и программы развития, оказывающие системное влияние на организацию в целом и способствующие достижению ее глобальных целей.

Формирование глобальных инициатив, как правило, является творческим процессом, основанным на знаниях и опыте руководителей и, возможно, внешних экспертов-консультантов. Тем не менее при формировании таких инициатив лица, участвующие в этом процессе, опираются на различные аналитические данные, прежде всего на результаты сводного стратегического анализа и позиционирования, поступающие из соответствующего функционального модуля. В свою очередь сформированные стратегические инициативы подлежат оценке на предмет соответствия корпоративной стратегии, для этого их характеристики передаются в модуль оценки глобальных стратегических инициатив.

Модуль оценки глобальных стратегических инициатив. Каждая из сформированных глобальных инициатив, прежде чем оказаться утвержденной и "встроенной " в планы развития, должна пройти процедуру оценки. При этом оценивается как потенциальное влияние той или иной инициативы на глобальные цели развития организации, так и наличие ресурсов, необходимых для ее реализации.

Такая оценка производится в рамках модуля оценки глобальных стратегических инициатив с применением разнообразных методов и подходов, включая стратегический управленческий учет (в том числе инвестиционный анализ), модели теории корпоративных финансов, методы обработки и интерпретации экспертных оценок.

Таким образом, на "вход" данного модуля поступает информация о сформированных инициативах (из модуля формирования глобальных стратегических инициатив) и глобальных целях (из модуля формирования глобальных целей), а сводные (обобщенные) оценки передаются в модуль выбора глобальных стратегических инициатив.

Модуль выбора глобальных стратегических инициатив. В рамках данного модуля происходит формирование набора глобальных инициатив, подлежащих практической реализации (остальные либо исключаются из рассмотрения, либо их реализация откладывается на более поздние сроки). Выбор инициатив происходит на основе результатов их оценки, которые поступают из модуля оценки глобальных стратегических инициатив. Сформированный перечень выбранных (т.е. подлежащих реализации) глобальных инициатив передается в модуль формирования конкретных целей верхнего уровня и в блок управления по ключевым показателям для последующего формирования более детальных инициатив локального характера.

Модуль формирования конкретных целей верхнего уровня. Данный модуль предназначен для формирования конкретных целей организации, которые в отличие от глобальных целей имеют количественное выражение и привязку к временным периодам. При формировании целей принимаются во внимание результаты сводного анализа и позиционирования, а также глобальные стратегические инициативы, принятые к реализации. Эта информация поступает соответственно из модуля сводного анализа и позиционирования и модуля выбора глобальных стратегических инициатив.

Сформированные цели верхнего уровня передаются в блок управления по ключевым показателям для декомпозиции и формирования системы ключевых показателей и их целевых значений.

 В заключение следует отметить, что блок стратегического анализа и моделирования имеет отношение ко всем стадиям процесса стратегического управления - стадиям анализа (внешнего, внутреннего, сводного), стратегического выбора (в части формирования, оценки и выбора стратегических альтернатив), реализации стратегии и контроля. При этом он осуществляет информационное взаимодействие со многими другими информационными системами - другими блоками СИП КУСМ (блоком управления по ключевым показателям, блоком корпоративного планирования и бюджетирования, блоком консолидации финансовой отчетности), другими системами организации (прежде всего учетными системами), а также информационными ресурсами, являющимися внешними по отношению к организации.