• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дмитрий Афанасьев, адвокат россиян, обвиняемых в убийстве Яндарбиева: Катарский прокурор насмотрелся фильмов про Джеймса Бонда

Известия. 2004. № 66. 13 апреля

...С учетом сложной юридической лексики мы обратились за помощью к доктору юридических наук, профессору Высшей школы экономики Леониду Сюкияйнену, который оказал неоценимое содействие своим совершенным знанием арабского языка и арабской юридической терминологии...

После предварительных слушаний по делу россиян, задержанных в Катаре по подозрению в организации убийства Зелимхана Яндарбиева, российский адвокат Дмитрий Афанасьев ответил на вопросы корреспондента "Известий" Владимира Демченко.

- Расскажите немного о судьях и представителях обвинения. Кто они?
- Суд состоит из трех судей. Они - мужчины среднего возраста. Они известны нашему катарскому адвокату, который положительно охарактеризовал председательствующего как спокойного и взвешенного человека.
- Как, на ваш взгляд, судьи относятся к подсудимым? Нет ли предвзятости?
- У меня ощущение, что суд стремится соблюсти букву закона, чтобы не дать процессуальных поводов для апелляции. Тем более что на стадии предварительного следствия были допущены грубые нарушения права обвиняемых на защиту. Внешне суд проявляет вежливость к обвиняемым. Например, поскольку прокурор долго зачитывал обвинительное заключение, во время чтения которого обвиняемые встали, председательствующий через некоторое время предложил обвиняемым сесть, чтобы не утруждать себя. Тем не менее, на мой взгляд, это может никак не отразиться на окончательных выводах суда, который, без сомнения, отдает себе отчет в том, насколько прокуратуре нужен обвинительный приговор.
- Насколько квалифицированно катарский адвокат выступает в суде? Не могли бы вы немного рассказать о нем?
- Мохсен Аль Сувейди является опытным катарским адвокатом по уголовным делам, которого мы пригласили по рекомендации английской юридической фирмы "Ашурст" еще в начале марта. Почти все ходатайства, заявленные Аль Сувейди на прошедшем заседании, были удовлетворены. Вместе с тем надо понимать, что Катар - это очень маленькая страна, в ней сложно быть полностью независимым от социальных устоев и общества, в котором человек живет. Также у катарских адвокатов в целом мало опыта в области международного права, а между тем некоторые аргументы защиты основаны как раз на нем. Именно поэтому наш катарский адвокат любезно согласился принять помощь известного американского адвоката, имеющего арабскую адвокатскую лицензию и свободно говорящего по-арабски. Это советник Генерального секретаря ООН по вопросам международного уголовного права, профессор права Чикагского университета и почетный профессор Каирского университета, египтянин по рождению Шариф Бассиуни. Он очень хорошо известен в кругах арабских правоведов. Катарская система права во многом основана на египетской, и многие участники системы правосудия Катара обучались в Каире.
- Позволят ли вам вместе с катарским адвокатом посетить задержанных?
- Мы заявили об этом ходатайства.
- На каком языке проводятся слушания?
- Слушания проводятся на арабском языке. В зале суда работает официальный переводчик, назначенный катарским правосудием. На заседании 11 апреля за столом защиты, где располагались катарский, американский и российские адвокаты, также работал неофициальный переводчик с арабского. С учетом сложной юридической лексики мы обратились за помощью к доктору юридических наук, профессору Высшей школы экономики Леониду Сюкияйнену, который оказал неоценимое содействие своим совершенным знанием арабского языка и арабской юридической терминологии.
- Как вы оцените решение удовлетворить все ходатайства защиты?
- Определение суда об удовлетворении большинства требований защиты я расцениваю как положительное. Вместе с тем я совершенно не рассматриваю это как какой-либо индикатор намерений суда в части окончательного решения.Полагаю, что суд хочет максимально "соблюсти приличия", чтобы не дать защите поводов придраться в случае апелляции.
- Общались ли вы с представителями прокуратуры? Как они оценивают судебные перспективы?
- С представителями прокуратуры регулярно общается катарский адвокат, который неоднократно ставил перед ними вопросы о беспрепятственном допуске к подзащитным и к материалам дела. Могу лишь сказать, что имевшее место до сих пор систематическое воспрепятствование осуществлению обвиняемыми права на защиту может означать, что представители обвинения сами не до конца уверены в обоснованности своей позиции. Может ли это иметь отношение к результатам судебного дела на практике, покажет время.
- Удалось ли вам изучить материалы дела ? Насколько серьезные доказательства собрало обвинение?
- Защита до сих пор не получила полностью всех материалов дела, на которые ссылалась прокуратура в обвинительном заключении. После вчерашнего постановления суда о предоставлении материалов дела я надеюсь, что мы сможем в ближайшее время с ними ознакомиться. На основании тех материалов дела, которые у нас сейчас имеются, и услышанного в суде обвинительного заключения у защиты сложилось впечатление, что у обвинения нет убедительных доказательств причастности подзащитных к вменяемому им деянию. У меня лично создалось ощущение, что катарский прокурор насмотрелся фильмов про Джеймса Бонда и слегка подгоняет факты под воображение. В какой степени катарский суд сможет проявить независимость и примет ли во внимание возможное отсутствие убедительных доказательств, пока говорить рано.
- Удалось ли вам найти серьезные процессуальные нарушения?
- Удалось выявить и зафиксировать в порядке, предусмотренном Венской конвенцией о консульских сношениях, многочисленные грубые нарушения законности на стадии предварительного следствия. Я не хотел бы их сейчас озвучивать в подробностях, чтобы предоставить возможность защите использовать их по своему усмотрению.
- Когда состоится следующее заседание суда?
- 25 апреля. Это связано с тем, что в этот день истечет срок содержания обвиняемых под стражей. 25 марта этот срок был продлен на месяц.
- Судебный процесс будет открытым или закрытым?
- Форма процесса будет зависеть от обстоятельств, которые будет рассматривать суд на каждом заседании.