• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профильное обучение в школе не должно стать профанацией

РИА Новости. 6 мая 2011

Какой из двух предложенных проектов стандарта для 10-11 классов предпочтет российская общественность и можно ли найти компромисс, рассуждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Всеволодовна, проект Александра Кондакова в профессиональном сообществе критиковали довольно жестко. Есть ли у альтернативного проекта шансы на более теплый прием?

На мой взгляд, проект президиума РАО более приемлем для тех, кто критиковал стандарт Кондакова: он, по сути, предлагает оставить все как есть.

Вариативность образования декларируется, но на практике ее по-прежнему нет. Профильное обучение предусмотрено в том виде, в каком оно существует с 2003-2004 годов, четыре дополнительных часа в неделю. Сохраняется понятие минимума содержания образования, что очень близко некоторой части нашей педагогической общественности. Стандарт РАО написан ясно и внятно, что не может не импонировать как педагогам, так и родителям.

То есть лучше принять этот проект и успокоить общественность?

Нет. Приняв его, мы зафиксируем нынешнее положение старшей школы, а его просто невозможно считать приемлемым. Доказательство – результаты участия наших школьников в международных тестированиях PISA: российские ребята уже много лет стабильно занимают тридцатые места. При этом очевидный недостаток стандарта РАО - фиксация очень высоких нагрузок на школьников: 46 часов в неделю - это больше стандартной рабочей недели взрослого человека. Видимо, разработчики полагают, что у нас все же введут 60-часовую рабочую неделю.

Еще недостаток – очень слабо прописаны требования к условиям реализации образовательной программы. Часть из них просто позаимствована из проекта Кондакова, другая часть – это цитаты из других нормативных актов, например, Налогового кодекса, неуместные в стандарте и к тому же местами неточные.

Совершенно непонятно, почему академики решили написать в своем стандарте о платных образовательных услугах, при этом дав неверное пояснение о том, кто имеет право устанавливать цены на эти услуги. Конечно, школы могут оказывать платные услуги, но все, что в рамках стандарта, должно остаться бесплатным. Такие формулировки посеют путаницу и панику среди педагогов и родителей.

Получается, проект Кондакова более приемлем для развития российской школы?

На мой взгляд, у него есть свои недостатки, более серьезные, чем крайняя сложность изложения. И эти недостатки благополучно перекочевали в проект президиума РАО.

Во-первых, в обоих проектах плохо прописаны требования к результатам образования. Разработчики контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ неоднократно отмечали, что написать их в соответствии с требованиями любого из стандартов невозможно. Они слишком общи и расплывчаты.

Во-вторых, оба проекта не уделяют достаточного внимания предоставлению адекватных возможностей для образования как детей-инвалидов, так и талантливых детей. Над этим нужно серьезнейшим образом работать обеим группам.

В-третьих, оба стандарта слабо учитывают тот факт, что полное среднее образование у нас можно получить не только в старшей школе, но и в рамках учреждений начального и среднего профессионального образования. В стандарте РАО с его меньшей вариативностью и большей нагрузкой на детей особенности таких учреждений вообще игнорируются.

Однако и группе разработчиков под руководством Александра Кондакова нужно сделать стандарт более гибким и четче прописать требования к результатам, чтобы все понимали, что должен уметь человек с полным средним образованием независимо от того, заканчивал ли он школу или, например, колледж.

Как вы считаете, возможен ли компромисс между двумя вариантами стандарта?

Компромисс не просто возможен, он необходим. Поскольку стиль стандарта президиума РАО близок большей части педагогической и родительской общественности, окончательная версия должна быть написана, по крайней мере, так же доступно и просто.

Ряд экспертов высказывает мнение, что проект РАО все же предлагает лучший вариант работы с талантливыми детьми именно в силу того, что предполагает больше финансируемой за счет государства нагрузки. Возможно, стоит взять эту его часть и лучше проработать.

Главное, на чем должен базироваться итоговый документ - индивидуализация образовательного процесса в том виде, в каком она закреплена в проекте Александра Кондакова. Там четко прописано, сколько предметов на профильном уровне может выбрать школьник и сколько должно финансировать государство. Эта финансово-экономическая четкость не позволит школам превратить профильное обучение в профанацию. В целом, проект Кондакова предполагает большую работу на перспективу, на будущее.

При этом вполне можно взять лучшее из обоих стандартов и создать общий проект.

Материал подготовила Екатерина Рылько