• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Белые пришли, белые придут

Санкт-Петербургские ведомости. 10 июня 2011

Заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин о новой программе развития туризма.

В конце мая правительство Санкт-Петербурга приступило к рассмотрению новой программы развития туризма в нашем городе. Напомним, что последняя подобная программа действовала с 2005 по 2010 год.

Пять месяцев эта важная для города отрасль никаким особым региональным документом не регулировалась. Тем временем комитет по инвестициям и стратегическим проектам информирует: суммарные инвестиции Петербурга в развитие туризма в рамках предыдущей программы превысили 500 млн рублей. О том же, насколько эффективно расходуются эти средства и каким образом петербуржцам сделать из своего города «туристическую Мекку», рассказывает наш гость — зам. директора национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), признанный эксперт в вопросах въездного туризма как отрасли городской экономики.

— Валерий Эрнстович, и из каких стран в основном едут в Петербург туристы?

— В прошлом году среди иностранных туристов большинство составили немцы, но с пуском поезда «Аллегро» можно ожидать, что на первое место выйдут финны. На третьем — американцы, и это обусловлено тем, что именно они составляют подавляющую часть пассажиров приходящих к нам круизных лайнеров. Также к нам приезжает много англичан и итальянцев (у последних побывать в нашем городе считается хорошим тоном). Итальянцы и испанцы вообще приезжают к нам чаще, чем в другие города России. Статистика говорит, что ежегодно Петербург посещают свыше 5 млн туристов, примерно половина из них — иностранцы. То есть в течение года к нам в гости приезжает население еще одного Петербурга. Много это или мало? Для сравнения: крупнейшие европейские туристские центры принимают в год от 15 до 25 млн туристов.

— Туристов наверняка прежде всего привлекает архитектура нашего города: недаром в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО входит исторический центр и связанные с ним комплексы памятников. Но что же отличает Петербург от других городов-музеев?

— Дело в том, что музеем Петербург не является. Музей — это, например, Петра в Иордании или египетский Луксор. То есть мертвые города, в которых уже много веков никто не живет. Петербург и прочие культурные центры — это живой город, в котором есть люди, материальное и нематериальное производство, прочие атрибуты города. Но мы живем в музейных залах. И я всегда говорю своим студентам, что жить в музее очень трудно, это большая ответственность.

С одной стороны, музейные декорации надо сохранять, но, с другой — жить-то в них придется всю жизнь. Это ведет к различным ограничительным мерам. В Лондоне, например, из-за постоянных толп туристов въезд в центр города платный. В скором времени нас ждет нечто похожее. Учитывая то, что некоторые районы Петербурга отличаются транспортной недоступностью, в ближайшие годы, если не принять срочные меры, нас ожидает транспортный коллапс. Городу будет крайне сложно одновременно обеспечить логистику туристских потоков и нормальный ритм жизни петербуржцев.

— Особенно в белые ночи...

— Действительно, концентрация событий в этот период невероятная. Петербургский экономический форум, Международный банковский конгресс, Международный юридический форум — и это только самые крупные события, которые выпадают на так называемый высокий туристический сезон. В северной столице в год проходит 300 фестивалей, и около 40% приходится на май, июнь и июль. Поэтому было бы логично развивать массовые культурные мероприятия в зимнее время. Об этом давно говорится, организовано несколько зимних фестивалей, например, «Белые дни», «Площадь Искусств». Но, к сожалению, они в достаточной степени академические, рассчитанные на узкую аудиторию.

В результате такого дисбаланса и появляются проблемы. Уже в этом сезоне ожидается резкий всплеск круизного туризма, на который с недавних пор распространяется 72-часовая безвизовая «благодать». Одновременно в город приедут до 10 тыс. человек, которые примерно в одно и то же время будут посещать несколько главных культурных объектов. Для того чтобы просто вывезти их всех с Васильевского острова, где расположены морские терминалы, придется задействовать более двухсот автобусов. А им ведь нужно где-то парковаться! Как это сделать в центре города?

С этой проблемой горожанам придется жить еще долго, пока власти не найдут решения и не реализуют подходящие проекты. Причем воплощение в жизнь некоторых логистических схем может нанести урон туристским ландшафтам. Например, существует проект расширения Дворцовой набережной, представляющей сегодня «бутылочное горлышко», путем строительства подводного тоннеля вдоль нее. Но это может внести новые архитектурные элементы в одно из самых романтических мест Петербурга...

— В топонимике города есть много названий, отражающих более чем трехсотлетнюю историю. Почему же почти не используется потенциал допетровской истории, которая могла бы быть интересной гостям из европейских стран, где сегодня популярна история Средневековья?

— Это направление действительно может быть привлекательным. Не секрет, что до Петра здесь были шведская и новгородская цивилизации. Однако история — это вещь, которая может неожиданно взорваться. Несомненно, случай с охтинским небоскребом ярко высветил допетровскую эпоху. Хотя музей Ниеншанца и был создан за несколько лет до начала строительства, пристальное внимание к шведской крепости было привлечено именно благодаря известной градостроительной эпопее. Не началась бы на том месте грандиозная стройка, может, так бы и остались артефакты шведской истории под фундаментами Петрозавода. Будем считать, что в этом спорная башня сделала полезное дело. Ведь ядра и пушки откапывали на этой территории на протяжении многих десятилетий, и никого это особенно не будоражило.

Что касается возможности переноса проекта в Курортный район, то, мне кажется, пока рано говорить о какой-либо градостроительной идее: нет проекта, нет территориальной привязки. Но думаю, что вопрос нужно ставить шире. Дело в том, что сегодня Курортный район не выполняет той туристской функции, которую мог бы. А ведь одно из неиспользуемых преимуществ, которое мы можем предложить туристическому рынку, — это расположенные рядом с нашим городом уникальные рекреационно-бальнеологические ресурсы. У нас есть возможности лечить целебными грязями, водами, сосновым воздухом. Есть и курортно-санаторные учреждения с инструментальными методами лечения.

Но основная масса туристов едет в северную столицу дня на три, что для такого вида отдыха недостаточно. А вот если бы здесь можно было еще отдохнуть и полечиться — это был бы сильный маркетинговый ход. Он позволил бы сочетать культурный туризм и рекреационный, причем лечиться у нас можно круглогодично.

Пока же на туристских ярмарках продукт под названием «Курорты Ленинградской области» встречается крайне редко, хотя я вижу у него отличные перспективы. Когда эти времена наступят, ценность скоростной магистрали для выезда из города возрастет еще больше. Главное при этом не повторить опыт российского юга — высокие цены и низкое качество обслуживания. Именно из-за этого потребитель нередко едет за границу. Тут, мне кажется, спасением могут стать международные сетевые операторы.

— Какие еще свои преимущества в сфере туризма мы забываем?

— Это в первую очередь петербургская культурная среда и уровень культуры горожан. У нас достаточно большая по численности творческая интеллигенция и множество творческих коллективов, десятки вузов и огромный интеллектуальный потенциал в целом. Общение туристов с людьми творческих профессий сегодня является одним из самых перспективных направлений развития культурного туризма. Многие страны специально создают условия, при которых туристы могут соприкоснуться с культурной средой того города, в который приехали.

Часто это можно наблюдать в рамках фестивалей, где творческие работники встречаются с гостями и участниками мероприятий. Например, чопорному Эдинбургскому фестивалю предшествует очень демократичный фестиваль Фриндж. Это мероприятие, на которое со всего мира приезжают уличные театры, профессиональные и любительские коллективы. На три недели весь город заполонен местными и приезжими артистами, что создает притягательную для туристов атмосферу.

— Сегодня гости города и петербуржцы часто живут параллельной жизнью и никак не соприкасаются: гости — отчасти из-за нашей необщительности, мы — из-за будничной суеты. А нужно ли нам пересекаться вообще?

— Конечно, нужно. Причем недостаточно, для того чтобы окунуться в городскую среду, сходить на выставку или побеседовать с теми, кто сидит за соседним столиком в кафе. Тем более что для такого большого города, как Петербург, у нас мало творческих клубов, выставок и презентаций, особенно — в части современного искусства. У нас практически нет социальной площадки, на которой люди могли бы что-то обсудить.

Поэтому наша задача — сделать так, чтобы турист ехал сюда для того, чтобы ознакомиться не только с шедеврами архитектуры, живописи и музыкального искусства, но и познакомиться с теми людьми, которые воспитаны в этих «декорациях». Ведь увидеть в неформальной обстановке даже представителей собственной профессии за границей как минимум интересно. Кроме того, у творческих людей зачастую нет языкового барьера. И если развивать именно эту сферу, то многие туристы непременно захотят еще не раз вернуться для участия в различных мероприятиях и событиях — вместе со своими коллегами и друзьями.

— Наши соседи — финны — признают: к ним едет гораздо больше петербуржцев, чем финнов — к нам. Туроператоры объясняют это недостатком информации о Петербурге в частности и о нашей стране в целом. Что-то делается в этом направлении?

— Массовые поездки петербуржцев в Финляндию — это ответ на слабо развитую рекреационную инфраструктуру Ленинградской и других соседних областей. Кроме того, покупать некоторые товары дешевле за границей. Но для достижения паритета в финско-петербургском обмене сделано уже многое. В частности, отмена виз для круизных туристов. Обсуждается возможность отмены виз и для финнов, приезжающих на поезде «Аллегро». Постепенно улучшается система предоставления информации о Петербурге посредством Интернета. Правда, как правило, большинство подобных сайтов лишь дают сведения, а что-то приобрести на них (те же билеты на транспорт, в театр, на экскурсии) можно очень редко.

Что касается информационного продвижения страны в целом, то Россия слишком велика для этого. Невозможно одновременно продвигать пляжи Финского залива и Каспийского моря, горнолыжные трассы Хибин и Приэльбрусья. Речь может идти только о региональных маркетинговых программах.

— После осмотра всех достопримечательностей гость возвращается в гостиницу... А есть ли там свободные места?

— Сегодня у нас в городе действует более 500 отелей различной вместимости, присутствуют практически все международные гостиничные сети. С точки зрения количества, у нас неплохие показатели. Благодаря тому, что за последние пять лет выделение мест под строительство гостиниц было признано приоритетным, сейчас в Петербурге нет проблем с размещением туристов. Проблема состоит, скорее, в том, что места под строительство гостиниц выделяются вне конкурсных процедур, но это тема отдельного разговора.

Отмечу, что среднегодовая заполняемость гостиниц колеблется около 50%, то есть большую часть года значительная часть номеров пустует. Причем владельцам это выгодно. Во-первых, можно сократить расходы на эксплуатацию здания: грубо говоря, не включать свет там, где он не нужен. А во-вторых, на «пустой» период часть персонала обычно увольняют и набирают лишь когда в нем появляется надобность. Благодаря такой «сезонной» политике можно неплохо экономить. Особенностью отечественной отрасли является то, что в ней нет профсоюзов. То есть бороться за свои права периодически увольняемые работники зачастую просто не могут.

— Внешне, да и по внутреннему убранству гостиницы, входящие в международные сети, выглядят, как их иностранные аналоги. Считается, что турист в любой стране мира должен получать одинаковые услуги. Но почему стоимость проживания в отелях России значительно выше, чем за рубежом?

— Это аномальное явление возникло прежде всего из-за того, что в России дорогое строительство. Если используются иностранные стройматериалы, то на них высокие пошлины. Да и стоимость квалифицированной рабочей силы у нас уже не так разительно отличается от уровня других стран. Я не говорю, конечно, о Франции и Германии, но с Турцией и Грецией вполне можно сравнивать. Не забудем также высокую стоимость «административного ресурса».

Еще один фактор — это очень инерционная политика ценообразования, доставшаяся в наследство от советского и раннего постсоветского времени. В те годы, когда иностранных гостей у нас было мало, а доходы они приносили большие, представители туриндустрии усвоили: стоит лишь дождаться наступления белых ночей, а дальше дело, как говорится, пойдет само. Вот и сложилось исторически: белые ночи — безумные цены. Кроме того, постоянно дорожают коммунальные услуги.

Учитывая все это, инвестор, вложивший немалые средства, хочет «отбить» деньги побыстрее. Расходы включаются в счета постояльцев. Тем не менее часто срок окупаемости оказывается больше запланированного. Все это в совокупности создает образ Петербурга как чрезвычайно дорогого туристического центра. Конечно, у нас, к примеру, можно пообедать на 20 евро — как и в странах Евросоюза. Но, согласитесь, 13 тыс. рублей за одноместный номер в трехзвездной сетевой гостинице — это уже перебор.

Да и распределение «звезд» у нас несколько странное: в Европе три «звезды» — это прекрасный уровень обслуживания. А у нас даже пятизвездный сервис иногда вызывает вопросы. Поэтому я бы доверял в первую очередь «звездам» сетевых гостиниц. Впрочем, дорого жить у нас только в отелях высокой и средней категорий. Все, что по уровню комфорта приближается к хостелам, по ценам тоже рядом с уровнем европейских аналогов.

— Но есть ли в качестве своеобразной компенсации за дороговизну, например, возможность забронировать гостиницу через Интернет?

— Уже есть. Более того, в этом мы существенно обгоняем Москву и другие российские города. Более половины петербургских гостиниц охвачено Интернетом, причем особую активность проявляют именно малые отели. Однако такие внушительные конкуренты в вопросах информатизации, как Стокгольм, Берлин или Амстердам, нас пока опережают. Кроме того, с ними нам еще предстоит серьезная маркетинговая борьба. Впрочем, как в целом борьба за туристский имидж Санкт-Петербурга.