• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Прогрессисты" XXI века

Московские новости. 30 января 2012

В поисках ответа на вопрос, какими могут быть последствия декабрьских протестов в Москве, проректор ВШЭ Андрей Яковлев рассматривает некоторые исторические аналогии.

"Цветные революции" или "арабская весна"?

На фоне стихийно вспыхнувших весной 2011 года революций в Тунисе, Египте и Ливии, закончившихся свержением коррумпированных диктаторов, многие представители нашей "демократической оппозиции" предрекали такое же развитие событий и для "путинского режима", но через 5-7 лет, когда будут проедены все резервы и станет нечем платить по социальным обязательствам. Однако основную массу протестующих на Ближнем Востоке составляли молодые безработные из низших социальных слоев, а сами протесты вылились в кровопролитные столкновения с властями. Напротив, в Москве на Болотную площадь и проспект Сахарова вышли успешные образованные горожане в возрасте от 30 до 45 лет. И демонстранты всячески стремились избежать силового противостояния.

По социальному составу митингующих и характеру протестов (включая основной повод — фальсификации на выборах) к московским событиям на первый взгляд гораздо ближе украинская "оранжевая революция" 2004-2005 годов. Однако и здесь есть серьезные отличия. За митингами на Майдане стояла реальная политическая конкуренция, опиравшаяся на сильные оппозиционные партии во главе с Ющенко и Тимошенко и поддержку значительной части национального бизнеса. В Москве ничего подобного не было — по реакции самих митингующих на выступления основных "оппозиционеров" было очевидно, что они не выражают настроений людей, стоящих перед трибунами.

Застой и новая перестройка?

В последние два-три года минувшее десятилетие нередко сравнивали с периодом позднего Брежнева. Однако если период 1970-1980-х вполне однозначно характеризовался термином "застой", то при всех разговорах о нарастании коррупции и отсутствии инноваций 2000-е застоем назвать нельзя. Более адекватной тут кажется аналогия с другим периодом советской истории — с 1920-ми годами.

В обоих случаях происходило укрепление политического режима с опорой на одну политическую партию. Тогда это сопровождалось "философскими пароходами", ОГПУ, Соловками и "делом промпартии".

Теперь это контроль за центральным ТВ, "высылка" Гусинского с Березовским и дело ЮКОСа, захват "Евросети" и "дело Магнитского". Однако, как и в 1920-е, сегодня выходят самые разнообразные СМИ, милиция разгоняет митинги оппозиции, а блогер Навальный разоблачает коррупцию в госзакупках. Тогда тоже была популярна борьба с бюрократизмом, в качестве оппозиции разгоняли троцкистов, а митинги, как и сейчас, в основном проходили в столицах. При этом и в 1920-е, и в 2000-е выходили десятки новых книг, фильмов и спектаклей, шли бурные общественно-политические дискуссии. То есть в обоих случаях после большого хаоса и разрухи наступало десятилетие экономического роста и активной общественной жизни.

Известно, чем закончились 1920-е. Объективные экономические противоречия между городом и деревней правящая партийная элита попыталась разрубить коллективизацией и индустриализацией, перешедшими в красный террор.

Может ли сегодняшняя власть пойти дальше в своих "поисках врагов" и начать массовые репрессии? Мой ответ — нет. В 1920-е страной управлял квазирелигиозный орден, многие представители которого фанатично верили в коммунистические идеи и ради этих идей готовы были погибнуть сами и положить полстраны. Сегодняшняя правящая элита — это не фанатики, а прагматики. Кроме прочего дело в том, что они зависят от Европы и США сильнее, чем все нынешние "оппозиционеры", — поскольку дети у них в Лондоне, виллы на Лазурном берегу, а счета в Швейцарии или на Багамах. При этом недавние примеры с Мубараком и Каддафи показывают, что вывезенные из страны миллиарды ни от чего не спасают. Поэтому прагматизм нынешней российской элиты может стать предпосылкой к движению в сторону здравого смысла и к компромиссам с обществом.

Таким образом, сравнение с 1920-ми позволяет понять, почему в декабре власть явно дала команду не применять силу — и скорее всего не будет применять ее и дальше. Однако это сравнение не проясняет, какая позитивная программа может реально объединить разных людей, вышедших на декабрьские митинги в Москве.

Наследники Теодора Рузвельта?

В свое время российские 1990-е годы было популярно сравнивать с периодом "дикого капитализма" в США конца XIX века. Это сравнение обычно касалось способов "первоначального накопления капитала". Однако оно в полной мере также относится к политической системе и госаппарату — степень их коррумпированности в США тогда превосходила то, что мы наблюдаем сегодня в России.

"Слияние с властью" во многом обусловило стремительный рост монополий в промышленности, на транспорте и в банковском секторе: оно позволяло предпринимателям добиваться льгот и привилегий и устранять нежелательных конкурентов, а расходы на взятки политикам компенсировались последующим увеличением цен и тарифов. Но в отличие от нынешней российской ситуации федеральное правительство в США в этот период было чрезвычайно слабым, при этом сохранялась конкуренция между штатами, на уровне которых велась вся реальная политика. Иными словами, если у нас плохой деловой климат порождает отток капитала в Европу или офшоры, то там бизнес мог уйти в соседний штат.

Протест против подобных "гримас капитализма" в США в начале ХХ века стал основой для широкого общественного движения "прогрессистов". Его пик пришелся на годы президентства Теодора Рузвельта. Основные требования "прогрессистов" сводились к улучшению государственного управления и выполнению государством (прежде всего на муниципальном и региональном уровне) своих функций по контролю за тарифами монополий, обеспечению безопасности, содержанию школ и почтовой службы, строительству и ремонту дорог.

Социальная база "прогрессистов" была чрезвычайно неоднородной.

В нее входили:

  • фермеры и мелкие предприниматели с запада и юга, которые протестовали против роста тарифов железнодорожных и страховых компаний и добивались введения антимонопольного регулирования;
  • "джентльмены-реформаторы" — представители аристократических семей с восточного побережья, которые считали необходимым внедрение на государственной службе принципов меритократии и "научного менеджмента";
  • представители среднего класса в больших городах (инженеры, врачи, учителя), которые требовали, чтобы вместо раздачи должностей своим сторонникам и поощрения крупных корпораций власти начали "выполнять свою работу" — обеспечивая уборку улиц, защиту от бандитизма, нормальное обучение детей в школах;
  • мелкие и средние городские предприниматели, которые хотели, чтобы полиция обеспечивала защиту бизнеса от преступности, пожарная охрана на деле предотвращала пожары, а почтовые отправления доставлялись в срок.

"Прогрессисты" не ассоциировались с традиционными политическими партиями (поскольку и республиканцы, и демократы в тот период были одинаково продажны) и составляли меньшинство среди американских избирателей, которые в начале ХХ века в целом мало отличались от наших сегодняшних сограждан — с их низкой готовностью тратить время на защиту своих собственных прав и еще более низкой склонностью к коллективным действиям.

Основные достижения "прогрессистов" выразились во внедрении новых принципов организации государственной службы, включая отделение политики от администрирования, наем на государственные должности профессиональных управленцев, отбираемых по критериям компетенции и квалификации, разработку и применение административных регламентов, введение иерархии, организационной специализации и ясно очерченной ответственности должностных лиц. Этот процесс начался с уровня муниципалитетов и отдельных штатов (где "прогрессисты" проводили свои реформы, играя на противоречиях между демократами и республиканцами) и лишь в 1920-1930-е годы распространился на федеральные агентства и службы.

Могут ли идеи "прогрессистов" сегодня, по прошествии 120 лет, стать основой для того общественного движения, которое выплеснулось на улицы Москвы после выборов 4 декабря? И да, и нет. Очевидно, что мы живем в другом веке, с совершенно иными технологиями. Однако общие идеи подотчетности власти и устранения коррупции из политики, повышения эффективности государственных учреждений в предоставлении государственных услуг, создания механизмов обратной связи с активными избирателями в условиях, когда большая часть избирателей остается пассивной и подверженной разного рода манипуляциям, вполне транслируются на сегодняшнюю российскую действительность.