• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ликбез перед вступлением

Московские новости. 1 февраля 2012

Чтобы вступление в ВТО принесло России реальную пользу, правительству нужно предпринять ряд шагов — к такому выводу пришли участники семинара «Россия и ВТО: итоги и перспективы» в Высшей школе экономики. Для защиты своих торговых интересов в мире имеет смысл создать отдельный орган, вузам — подготовить специалистов, разбирающихся в мировом торговом законодательстве. А внутри страны придется защищать не готовые к игре по правилам ВТО отрасли. Одним из инструментов поддержки станут госзакупки.

Уже совсем скоро Россия должна стать полноправным членом ВТО. В феврале все необходимые документы по ратификации договора о вступлении планируется внести в правительство, рассказал во вторник директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. После этого дело встанет только за Госдумой, которая, как ожидается, одобрит соглашения до конца июля.

Полностью все тягости и прелести от участия в торговом объединении Россия сможет ощутить только после окончания переходного периода, но готовиться нужно сейчас. Минэкономразвития планирует обновить стратегию участия России в ВТО. Прошлый вариант был утвержден несколько лет назад, в апреле-мае этого года новая редакция документа будет доступна для обсуждения.

Одно из преимуществ членства в ВТО — возможность для российских производителей отстаивать свои интересы через действующий в организации механизм разрешения торговых споров. Однако пока российским компаниям будет сложно воспользоваться этим преимуществом. Сейчас в России катастрофически не хватает специалистов, которые понимают, как работает международное торговое законодательство. Например, в США на ВТО специализируется 1100 юридических фирм, а в России ни одной, пожаловался Медведков. «Если наша компания захочет пойти в суд ВТО, то подавать иск ей придется в Вашингтон», — сетует чиновник.

Готовить юристов придется в ограниченные сроки. Дефицит времени не единственная проблема, заметил профессор кафедры торговой политики ВШЭ Алексей Портанский. У нас есть еще и дефицит кадров для подготовки специалистов. Даже не все чиновники понимают, как работает ВТО. «Один из высокопоставленных госслужащих предлагал квалифицировать айпады как навигаторы и, соответственно, применять к ним более высокие пошлины. Это противоречит принципам работы организации», — рассказал Портанский.

Еще одна важная задача, которую России нужно решить, — управление внешнеэкономическим блоком. Членство в ВТО обязывает отвечающих за внешнюю торговлю чиновников следить за тем, как торговые партнеры выполняют свои обязательства. Во многих странах для этого созданы специальные органы. В США это, например, USTR — офис торгового представительства. Возможно, свое внешнеторговое ведомство придется создать и России.

Блюсти интересы производителей придется не только вовне, но и внутри страны. В Минэкономразвития убеждают, что предстоящее снижение импортных пошлин по многим позициям не нанесет непоправимого ущерба, но некоторые отрасли все-таки могут потерять свою долю на рынке. Ранее вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что к 1 мая Минэкономразвития должно подготовить законопроект о дополнительной поддержке отраслей в связи со вступлением в ВТО. Точно уже известно, что финансовая поддержка будет оказана инвесторам, с которыми у России заключены соглашения о промсборке автомобилей.

Еще одна из возможных мер нейтрализации эффектов ВТО — использование государственных закупок для создания преимуществ отечественным производителям. «Мы этого пока не делаем, а это триллионы рублей», — заявил Медведков. В Минэкономразвития считают большим успехом тот факт, что на переговорах с членами ВТО Россия, несмотря на давление, не взяла на себя никаких обязательств по открытию сферы госзакупок для зарубежных компаний.

Впрочем, эксперты такой механизм поддержки заранее не одобряют. «Таким образом, мы ликвидируем стимулы для рыночной экономики. А закончится все тем, что мы все равно будем закупать импортные товары, только через российских посредников, и тратить еще больше денег», — считает Игорь Николаев из компании ФБК.