• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Голова профессора

КоммерсантЪ. 5 февраля 2013

Российским бизнес-школам как воздух нужны новые преподаватели. Однако профессионалы, да еще и с опытом работы в бизнесе, всегда были в дефиците. Каким образом школы решают проблему со свежими кадрами?

В аудитории Высшей школы менеджмента (ВШМ) НИУ ВШЭ сидят шесть человек. Время от времени дверь открывается, и входят новые люди — прийти вовремя им помешали снегопад и пробки. Преподаватель Николай Соустин, одетый в джинсы и свитер, рассказывает слушателям MBA о разных каналах продаж. «Дистрибутор не может продать ваш товар,— объясняет Соустин.— Он может лишь расставить его на полках выбранных точек».

Вести занятия в ВШЭ Николай начал сравнительно недавно. Он получил степень MBA в ВШМ, занимался сбытом строительных материалов, а после продажи бизнеса открыл консалтинговую компанию «Маркеторика». Но, как признается Николай, его «безумно тянуло преподавать». К тому же по образованию он педагог — окончил Московский педагогический государственный университет. Периодически он преподавал собственным сотрудникам, читал лекции в бизнес-школах и корпоративных университетах. В 2010 году предложил свои услуги ВШМ. На первых порах Соустин подготовил 12-часовой курс «Практический маркетинг», ему помогал советами профессор Игорь Липсиц. Сначала Николай вел занятия для тех, кто получает второе высшее образование. Позже он расширил курс до 28 часов и стал работать на программе MBA, а также вести занятия по брэндингу. Наконец, в конце прошлого года Соустин стал директором нового направления — программы MBA «Маркетинг и продажи».

«Преподавание держит меня в тонусе,— говорит Николай.— Как только я вижу интересный материал или рекламу, в голове сразу вырисовывается кейс, как это можно использовать в своей программе».

Впрочем, далеко не всем бизнес-школам так везет с преподавателями.

 

Сети и сито

«Нам нужны не только преподаватели-гуру, но и «кенгуру». В том смысле, что «кенгуру» прыгают из одного места в другое: занимаются исследованиями, потом ведут занятия, затем работают в бизнесе», — говорил в интервью СФ ректор испанской бизнес-школы Instituto de Empresa Сантьяго Иньигес. К сожалению, профессионалов, обладающих такими достоинствами, находить нелегко, а в России особенно. «Привлечение нового преподавателя — это редкое событие»,— считает декан ВШМ НИУ ВШЭ Сергей Филонович. По отдельным направлениям (операционный менеджмент, управление производством и др.) в России вообще мало специалистов. В некоторых учебных заведениях, например в Высшей школе менеджмента (ВШМ) СПбГУ, новые штатные преподаватели должны вести занятия на английском языке (большинство старых кадров языком владеют).

В итоге каждая школа выкручивается как может. ВШМ СПбГУ использует несколько каналов поиска. Если нужен молодой преподаватель со степенью PhD, полученной за рубежом, логичнее всего искать людей на job markets, проводимых в рамках международных конференций. Например, для маркетологов это конгресс, который ежегодно проводит American Marketing Association. «За последние несколько лет таким способом мы привлекли четыре-пять человек. Это довольно много, так как у нас всего 64 штатных преподавателя»,— рассказывает директор программ MBA ВШМ СПбГУ Игорь Баранов.
Для найма специалистов с солидным академическим опытом есть еще один канал — профессиональные сети преподавателей и исследователей, например, Social Science Research Network. Они рассылают подписчикам информацию о содержании научных журналов и объявления о вакансиях. Люди, заинтересованные в новой работе, следят за рассылками. Через подобные сети ВШМ СПбГУ нашла трех человек — так, первым руководителем Центра международной логистики и управления цепями поставок стал профессор из американского университета.

С практиками немного проще. У ВШМ СПбГУ есть корпоративные партнеры, и специалисты из этих компаний охотно преподают в бизнес-школе. Скажем, курс «Управление персоналом» на программе Double Degree EMBA читает вице-президент международной промышленной корпорации. Проводить разовые мастер-классы приходят специалисты из партнерских же компаний. Либо штатные преподаватели сами занимаются подбором гостевых лекторов. В прошлом году, например, в ВШМ СПбГУ выступили более 70 гостей.

В МИРБИС тоже нет особых проблем с практиками. По словам вице-ректора, декана школы бизнеса Екатерины Лисицыной, люди обращаются сами или приходят по рекомендациям руководителей направлений. В основном из бизнеса, консалтинговых компаний, а также из других бизнес-школ. Однако не каждый специалист готов к работе в аудитории — сначала нужно оценить его навыки.

В МИРБИС есть четкая процедура работы с кандидатами. Сначала заочно изучают его резюме: какой предмет он хочет вести, опыт преподавания, цель прихода в бизнес-школу. Если у человека есть наработки курса, рабочие материалы, его приглашают на собеседование, или, как его называют в МИРБИС, на экспертный совет. На первом совете важно составить впечатление о человеке, «почувствовать харизму», объясняет Екатерина Лисицына. На встрече присутствуют руководитель школы бизнеса, руководитель направления, психологи. Когда они удовлетворены беседой, кандидат готовит учебно-методические материалы по стандартам школы, описывает задания, кейсы, активные формы обучения. Также он выступает с кратким анонсом курса или занятия.

Если и второй экспертный совет закончился в пользу кандидата, решают, где он будет вести занятия. «Если преподаватель — практик, плюс имеет опыт проведения занятий, можно сразу допускать на MBA. Если остались сомнения — магистратура или бакалавриат»,— рассказывает Лисицына. Обычно в МИРБИС каждую неделю проходят один-два экспертных совета.

 

Обучение обучающих

«Обучаясь на MBA, я не только слушал профессоров, но и присматривался к тому, как они работают,— рассказывает Николай Соустин.— Например, если интерес аудитории затухал, один из преподавателей мог включить видео, и группа просыпалась. Другой задавал острые вопросы, которые просто взрывали мозг».

Преподаватели-новички не всегда обладают подобными навыками работы с аудиторией, иногда им требуется помощь со стороны бизнес-школы. Скажем, когда человек не может четко излагать мысли на бумаге, то гарантированно у него будут проблемы в аудитории. «Базовое умение структурировать информацию очень важно, в остальном бизнес-школа готова помогать»,— говорит Игорь Баранов. Например, штатный преподаватель ВШМ СПбГУ может рассчитывать на грант — примерно 150 тыс. руб. в год. Этот грант выдается на проведение научных исследований, участие в конференциях. Отдельно поддерживается повышение педагогической квалификации. Например, можно поехать учиться за границу.

В МИРБИС для преподавателей есть отдельная школа. Как рассказывает директор Института развития управленческих и научно-педагогических кадров в образовании МИРБИС Леся Мельниченко, программу утверждают на год по наиболее приоритетным компетенциям, которые необходимы преподавателям. Занятия проходят ежемесячно и, как говорят в бизнес-школе, бесплатно.

Так, для начинающих есть курс «молодого бойца» — преподавателей учат составлять учебный план, готовить рабочую тетрадь, развивать навыки управления групповой динамикой. В прошлом году было несколько семинаров по разработке интерактивных форматов обучения — кейсов, игровых ситуаций, круглых столов. «По итогам семинара мы подготовили шесть кейсов. Например, про слияние BP и Роснефти», — рассказывает Мельниченко.

Преподаватель должен не только помогать слушателям в написании итоговой работы, но и давать советы по развитию карьеры. Поэтому весьма кстати будет обучение навыкам коуча. Кроме того, преподавателям рассказывают, как включать в свои курсы вопросы по этике бизнеса, корпоративной социальной ответственности. Наконец, в МИРБИС организуют еще один полезный семинар — «Навыки профессиональной коммуникации преподавателя в международной среде». Слушателей обучают science writing — как готовить научные публикации для международных изданий. Для имиджа бизнес-школы очень важно, чтобы ее профессора печатались в уважаемых западных журналах.

Для работы в бизнес-школе можно получить степень DBA. Так, в Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС в этом году появилась специальная программа DBA для преподавателей. ВШКУ планирует набрать 15 человек в основном с академическим опытом. Курс рассчитан на три года и стоит 990 тыс. руб.

 

Обратная связь

Практически во всех бизнес-школах преподавателей оценивают после каждого прочитанного ими курса. Для этого студентам раздают специальные оценочные листы. «Критериев обычно много, и они зависят от программы,— рассказывает Игорь Баранов.— Слушатели EMBA, например, оценивают, доступно ли преподаватель излагал материал, степень интерактивности обучения и т. д. Потом мы выводим средний балл и обсуждаем результаты на ученом совете. Если оценки низкие, с преподавателем могут не продлить контракт».

«Когда я только начинал преподавать в Вышке, у меня был рейтинг 4,87 балла из пяти. В прошлом году — 4,98»,— говорит Николай Соустин. Впрочем, многому он учился на своих ошибках. «Например, раньше я в тайминг не всегда укладывался, а сейчас все четко. Могу про один слайд рассказывать полчаса, а если надо, то уложусь и за минуту»,— продолжает Николай. Однако основной недостаток молодых преподавателей вовсе не тайминг, а методы работы с аудиторией, считают в МИРБИС. Неправильно, когда преподаватель только рассказывает, при этом студенты лишь слушают. Опытный специалист заранее составляет сценарий с четким соотношением лекционной и дискуссионной частей курса.

В большинстве школ работа преподавателя сегодня неплохо оплачивается, хотя бизнес все же приносит намного больший доход. В ведущих учебных заведениях, например, минимальная ставка составляет 5-6 тыс. руб. в час. Штатные преподаватели имеют фиксированный контракт и могут получать 150-200 тыс. руб. в месяц в зависимости от программы и других условий. По данным МИРБИС, средняя ставка преподавателя бизнес-школы — 2-2,5 тыс. руб. в час, курс может длиться 24-40 часов. Что же касается разовых гостевых лекций, то обычно их организуют бесплатно.

Словом, преподавательская работа, особенно в ведущих бизнес-школах, выгодна специалисту. Школа взамен получает знания с «передовой».

 

Источник: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2117095