• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лакмусовая бумажка для школы и вуза

Российская научная газета. 2003. № 11. 26 марта

Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы Высшей школы экономики, советник министра образования РФ:
- Часто спрашивают: для чего нужен этот эксперимент? И правда ли, что введение ГИФО, как иногда говорят, грозит неминуемой гибелью "убыточным", неэффективным университетам?

Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы Высшей школы экономики, советник министра образования РФ:
- Часто спрашивают: для чего нужен этот эксперимент? И правда ли, что введение ГИФО, как иногда говорят, грозит неминуемой гибелью "убыточным", неэффективным университетам?
Прежде всего ГИФО - это лишь способ усиления преимуществ рынка в образовании. Рынок, как известно, имеет свойство вытаскивать наружу то, что не работает, либо работает плохо. В этом качестве он, то бишь учебный ваучер, и необходим государству для проведения более гибкой, взвешенной политики в сфере народного образования. Само собой, будучи инструментом нормативного финансирования, вдобавок учитывающим личные достижения ребят, ГИФО будет вести к естественной реструктуризации сети высших учебных заведений. Вузы, набравшие больше студентов с высокими ГИФО (категории "А+" и "А"), получат больше денег. А что станет с остальными, менее востребованными? Сами собой отомрут? Я заявляю: это миф! На самом деле государство, применяя ваучер в качестве лишь индикатора работы вузов, не бросает их на произвол судьбы и в "чистую" стихию рынка. Скажем, юридическая академия, пользующаяся немалой популярностью, с введением ГИФО лишь выиграет. А машиностроительный институт, требующий куда больше средств на содержание, казалось бы, неизбежно проиграет. Но государство, оценив ситуацию, найдет способ поддержать более затратное, но стратегически важное для себя учебное заведение. Не только экономически, кстати, но и серьезно перестроив всю систему подготовки будущих инженеров-машиностроителей.