• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комментарий

Учительская газета. 2003. № 19. 6 мая

Подвести итоги первого эксперимента и прокомментировать ситуацию с уменьшением финансового наполнения ГИФО в этом году мы попросили разработчиков идеи ГИФО из ГУ — ВШЭ, в частности проректора Высшей школы экономики Бориса Рудника.

Итак, «территория ГИФО-2003» расширяться не будет. Об этом, в частности, говорил первый заместитель министра образования Григорий Балыхин на заседании Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, когда обсуждался проект отраслевого бюджета на 2004 год. — Три региона проводили этот эксперимент прошлым летом, они же и будут его продолжать, — сказал Григорий Артемович. — Наряду с ГИФО мы будем развивать систему государственных возвратных субсидий. По этому поводу уже подготовлены положение и проект постановления правительства. Мы рассчитываем запустить систему возвратных субсидий с 1 сентября 2004 года и просим предусмотреть на эти цели в бюджете 2004 года 1,295 млрд. рублей, что позволит выделить около 70 тысяч субсидий.

Подвести итоги первого эксперимента и прокомментировать ситуацию с уменьшением финансового наполнения ГИФО в этом году мы попросили разработчиков идеи ГИФО из ГУ — ВШЭ, в частности проректора Высшей школы экономики Бориса Рудника: — В чистом виде ГИФО останется в прежних трех регионах, другие вузы будут задействованы в так называемых модельных расчетах, это обработка данных, сбор информации, — сказал Борис Львович. — Кроме того, в этом году мы планируем установить доплаты вузам на нужные государству специальности. — Как вы оцениваете эксперимент прошлого года? — В прошлом году мы отрабатывали в основном технологические вопросы. Вузы, кстати, показали себя как очень хорошие экономические субъекты. — Скажите, почему в этом году уменьшилось финансовое наполнение ГИФО? — Произошел перерасход бюджетных средств. Основные причины две: не по всем предметам прием в вузы осуществлялся на основе результатов сдачи ЕГЭ, многократное увеличение по сравнению с 2001 годом приема студентов отдельных категорий ГИФО, прежде всего целевиков, которым полагалась вторая категория независимо от результатов ЕГЭ. Что же касается финансового наполнения ГИФО, то, исходя из возможностей бюджета, оно может меняться. Ничего противозаконного в этом нет. Я уверен, базовая модель ГИФО хорошая. Ведь ГИФО — это просто дифференцированное нормативное финансирование высших учебных заведений. Доплаты к ГИФО будут отражать и государственные интересы. Полноценным ГИФО станет тогда, когда все регионы России будут вовлечены в единый госэкзамен. Уверен, в целом из-за развития конкуренции между вузами за хорошего студента от внедрения ГИФО выиграет и население, и система образования. — В сентябре 2004 года Минобразование планирует запустить систему возвратных субсидий. Это поставит точку на эксперименте по ГИФО? — С моей точки зрения, концепция возвратных субсидий и концепция ГИФО не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы. При этом следует сказать, что концепция возвратных субсидий еще прорабатывается. Официальные документы не приняты.