• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уроки протеста работников образования

Независимая газета. 2004. № 230-231. 22 октября

Повышение зарплаты учителям возможно лишь во второй половине 2005 года
Учителя и преподаватели вузов приняли участие в общероссийской предупредительной акции протеста, организованной Ассоциацией профсоюзных работников непроизводственной сферы. Почему учителя вышли на улицу? В чем смысл предупредительной забастовки и даст ли она результаты? Когда же, собственно, возможно реальное улучшение жизни учителей? Ситуацию для "НГ" комментируют наши эксперты.

Ирина Абанкина, зампредседателя Фонда развития образования (ГУ - Высшая школа экономики)

Повышение зарплаты учителям возможно лишь во второй половине 2005 года
Учителя и преподаватели вузов приняли участие в общероссийской предупредительной акции протеста, организованной Ассоциацией профсоюзных работников непроизводственной сферы. Почему учителя вышли на улицу? В чем смысл предупредительной забастовки и даст ли она результаты? Когда же, собственно, возможно реальное улучшение жизни учителей? Ситуацию для "НГ" комментируют наши эксперты.

Ирина Абанкина, зампредседателя Фонда развития образования (ГУ - Высшая школа экономики)
Последнее повышение зарплаты бюджетникам было в октябре 2003 года. И оно дало свои позитивные результаты, учителя стали получать на 30 процентов больше. Но инфляция высока, и это повышение не компенсировало существующий разрыв в оплате труда учителей и в целом по промышленности. Сегодня зарплата учителей и преподавателей в среднем по-прежнему составляет примерно 50-60% средней зарплаты по промышленности. И здесь действительно нужны серьезные меры. Высшая школа экономики разрабатывает сегодня новую концепцию системы оплаты труда (в первую очередь учителей), предусматривающую переход на штатно-окладную форму. Однако надо отдавать себе отчет, что сама по себе та или иная система еще не гарантирует собственно самой высокой оплаты труда. Всем ясно, что учителям надо платить больше, но... Другой вопрос, насколько эффективна и конструктивна протестная акция.
Для решения проблемы требуется очень много расчетов, разработок и так далее. И забастовочными акциями этого не решить. Хотя продемонстрировать остроту проблемы такие акции, возможно, могут. Здесь важна еще одна составляющая - это региональное различие в оплате труда. Для одних регионов оплата труда учителей находится на уровне средней по региону, в других она существенно ниже. И эти вопросы тоже нужно решать. И реагировать на региональный сложившийся потребительский рынок каким-то образом нужно. Та помощь, которая идет из федерального бюджета субъектам РФ, идет общей суммой на все нужды региона. Кто знает, как распорядится этими средствами регион? По новому законодательству, даже муниципалитеты могут разрабатывать свою систему оплаты труда учителей. И конечно, если на федеральном уровне будут приняты какие-то нормативные документы, в том числе и закон по отраслевой системе оплаты труда, то одновременно с этой отраслевой системой надо вводить и повышение заработной платы... Думаю, что реальное повышение оплаты труда возможно где-то во второй половине 2005 года.

* Публикация дана в сокращении