• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К учебе в школе подготовят заранее

Кубанские новости. 2004. № 196. 7 декабря

...Мы имеем дело с парадоксом общественного массового сознания, — считает Анатолий Пинский. — Сегодня школьное образование воспринимается многими как недостаточно хорошее, а дискуссия о 12-летнем образовании вызывает массовый протест. Опять же, вызывает отторжение идея об увеличении сроков обучения на год в нижней ступени. Но парадокс заключается в том, что при таких антипатиях нужно как можно активнее менять ситуацию...

Министерство образования и науки РФ предлагает внести изменения в систему начального школьного образования. По мнению разработчиков, они позволят сблизить стартовые позиции учеников, сделав процесс адаптации к школе более плавным.
Предложение изменить систему образования в начальной школе внес на коллегии Министерства директор департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина. По его мнению, необходимо ввести так называемый предшкольный уровень образовательной системы, который позволит нивелировать социальные различия между детьми и адаптировать их к школе. Подобная годичная подготовка может проводиться и на базе дошкольных учреждений, и на базе общеобразовательных школ. Министр образования и науки Андрей Фурсенко поддержал эту идею. В частности, в одном из интервью он отметил, что дисбаланс в подготовке детей к школе необходимо ликвидировать и системная подготовка может оказать положительное воздействие на их дальнейшую учебу.
Сегодня обучение в школе начинается с 6,5 — 8 лет, однако дети подходят к нему с различным уровнем подготовки. Одни к первому классу уже владеют определенными навыками — умеют читать и писать, начинают ориентироваться в современной информационной среде, другим же это только предстоит. Причем с годами отставание второй группы грозит стать необратимым. По мнению специалистов из Министерства образования и науки, эта ситуация способна затруднить применение общих стандартов образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Сходного взгляда придерживаются и другие эксперты. — Сегодня много детей, плохо подготовленных к школе, — считает президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров. — Причин для этого несколько. Во-первых, это обусловлено демографической и физиологической ситуацией: многие дети рождаются с худшим состоянием здоровья, чем прежние поколения. И, разумеется, это не может не влиять на их подготовку. Во-вторых, снижается процент пользующихся услугами детских садов. Хотя в советское время подготовка в дошкольных учреждениях могла соперничать с хорошим семейным воспитанием, за время реформ 90-х годов процент детсадовцев снизился в два раза — до 40 процентов. Да, есть планы расширять этот сегмент, до 2006 года, но, опять же, он сможет охватить лишь около 60 процентов детей.
Словом, необходимость в подобном новшестве есть, вопрос только в том, как именно его реализовать. В США, например, дошкольная подготовка «влита» в начальную школу — учиться дети там начинают с шести лет. В случае внедрения такой практики в России необходимо определить, к какой сфере образования будет относиться предшкола.
— Раннее начало обучения распространено и в США, и в Великобритании, — рассказывает руководитель проекта «Московские школы» Анатолий Пинский. — Дети, приходящие сегодня в первый класс, должны быть более ровно подготовлены, поскольку разница в их способностях, подготовке велика. Но важно отметить, что переход должен сопровождаться параллельными серьезными изменениями в программах для малышей. Если они начинают изучать программы в раннем возрасте, то те должны быть упрощены и интересны для детей. Также важны условия, с тем, чтобы дети могли отдыхать в течение дня и полноценно питаться.
Но понятны и доводы тех, кто не согласен с увеличением сроков обучения в школе. Дошкольное образование раньше никогда не включалось в общее. Кроме того, учебная деятельность строится на парадигме знаний и абстрактном мышлении, что неприменимо по отношению к малышам, привычным получать информацию в игровой форме. Существует также мнение, что равные стартовые возможности необходимо отрабатывать в течение первых четырех лет обучения в школе, и этого может оказаться вполне достаточно. Ведь иначе вероятность получить уже, что называется, на входе детей, не готовых учиться, уставших от подготовки,
возрастет. Социологические исследования также показывают озабоченность родителей сегодняшней нагрузкой в школах. Так, по данным опроса «Левада-центра»,48 процентов считают, что дети перегружены, а 70 процентов отрицательно относятся к идее увеличения срока обучения до 12 лет.
Во многом это обусловлено нестандартной ситуацией, сложившейся в обществе.
— Мы имеем дело с парадоксом общественного массового сознания, — считает Анатолий Пинский. — Сегодня школьное образование воспринимается многими как недостаточно хорошее, а дискуссия о 12-летнем образовании вызывает массовый протест. Опять же, вызывает отторжение идея об увеличении сроков обучения на год в нижней ступени. Но парадокс заключается в том, что при таких антипатиях нужно как можно активнее менять ситуацию.
Министерство учитывает весь спектр мнений, считая важным, выравнивая стартовые возможности детей, не повредить их здоровью, защитить от чрезмерных нагрузок и избежать ненужного «школярства». Действительно, надо не механически увеличивать сроки обучения в общеобразовательной школе, а перерабатывать программы, пересматривать подходы к преподаванию и создавать новые учебники, приспособленные к юному возрасту учеников. Все это займет не один год.
— Программы должны стать доступными для детей, перестать быть столь наукообразными, такого нет ни в одной другой стране, — комментирует Анатолий Пинский. — Словом, мы должны отдавать себе отчет, что эта идея будет стоить денег. Но такую систему необходимо вводить.
В конце концов, если половина детей успевает освоить к первому классу начала письменной культуры, чтения и счета, почему не помочь в этом остальным, находящимся в менее благоприятных условиях?