• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А извозчик на что? В планах Минобразования географии отводится один час в неделю

Вечерняя Москва. 2003. № 181. 30 сентября

...Мы должны понимать, что среднее учебное заведение - это не профсоюз, где педагоги отстаивают свои права, а место, где дети получают определенный объем знаний, - объясняет советник министра образования РФ Анатолий Пинский. - Сейчас ребята в средней школе должны осваивать компьютер, основы программирования, изучать право и делать упор на овладение иностранным языком. Эти предметы нужны всем и всегда. Но ведь учебный план не резиновый: если мы где-то прибавляем часы, то где-то должны их убавить. А вот в профильной школе ребенок пусть выбирает те предметы, которые ему наиболее интересны, например, ту же географию или биологию...

Со следующего года московские школьники могут практически лишиться двух основных учебных предметов - биологии и географии. Дело в том, что Министерство образования собирается секвестрировать нынешний учебный план, убрав из него сложные спецпредметы и добавив уроки иностранного языка и физкультуры.

Уже больше двух лет разработчики нового базисного учебного плана (БУП) думают над тем, как, с одной стороны, уменьшить учебную нагрузку подростков, а с другой - сделать школу профильной. В качестве одного из вариантов, который очень нравится Министерству образования, предлагается увеличить в средних классах количество часов иностранного языка и физкультуры, как "основополагающих" для дальнейшей карьеры и сохранения здоровья подрастающего поколения. А вот количество часов географии и биологии уменьшить до одного часа в неделю.
Данный проект всколыхнул череду самых разных выступлений в педагогической среде. Понятно, что биологи и географы возмущены БУПом, поскольку сокращение их нагрузки, естественно, уменьшит получаемую ими зарплату. "Иностранцы" же и "физруки" предложением очень даже довольны, так как их зарплата от предлагаемого реформирования учебного плана только выигрывает.
Пока Министерство образования еще не поставило последнюю точку в этом вопросе, так что педагогические страсти, касающиеся нового БУПа, продолжают кипеть. На днях представители географического и биологического обществ Российской академии наук выступили с резкой критикой проекта, полагая, что все эти предложения связаны только со стремлением некоторых чиновников получить бюджетные деньги на написание новых учебных программ, издание новых учебников и методических пособий. С другой стороны, составители нового плана утверждают, что без такого секвестрирования программы школам не обойтись.
- Мы должны понимать, что среднее учебное заведение - это не профсоюз, где педагоги отстаивают свои права, а место, где дети получают определенный объем знаний, - объясняет советник министра образования РФ Анатолий Пинский. - Сейчас ребята в средней школе должны осваивать компьютер, основы программирования, изучать право и делать упор на овладение иностранным языком. Эти предметы нужны всем и всегда. Но ведь учебный план не резиновый: если мы где-то прибавляем часы, то где-то должны их убавить. А вот в профильной школе ребенок пусть выбирает те предметы, которые ему наиболее интересны, например, ту же географию или биологию.
Директора московских школ относятся к предполагаемому секвестрированию с явным недовольством.
- Я не понимаю, почему министерство пытается принимать решения об изменении школьного процесса, не посоветовавшись предварительно с педагогами, - сожалеет директор школы N 1414 Фаина Крупенина. - Три-пять уроков физкультуры - это, конечно, хорошо. Но кто будет их проводить и где? В школах не хватает преподавателей физкультуры, спортивные залы и сейчас не выдерживают существующей нагрузки. Кстати, учителей-программистов в учебных заведениях тоже маловато. Так что, каким образом мы станем выполнять указания нового БУПа, непонятно.
- Разве можно говорить об экологии, развитии здоровьесберегающих технологий, выдернув из учебной программы биологию с географией? - говорит директор школы N 109 Евгений Ямбург. - Тогда мы получим целое поколение недорослей. От хорошего нельзя отказываться. А строить всех в колонну по четыре, отдавая предметные учебные часы физкультуре и программированию, - это путь к формализму.
Однако, как обычно и бывает, тоненькие голоса педагогической общественности могут быть попросту не услышаны министерскими чиновниками. Окончательное решение, принимать ли новый проект базисного учебного плана или отправлять его на доработку, должно быть принято Министерством образования в конце октября - начале ноября, после обсуждения его на коллегии. Если документ "пройдет", то не исключено, что уже со следующего года школьники средних параллелей станут тратить на географию и биологию лишь один час в неделю. Тогда только родителям придется объяснять своим чадам, в чем состоит разница между ящерицей и динозавром. Что же касается географии, то впору будет вспомнить бессмертную фразу господина Простакова: "А извозчик на что?"