• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вкладывать в человеческий капитал

Республика Татарстан. 2003. № 210. 21 октября

...Недавно в Москве проходили семинары клуба региональных журналистов "Из первых уст", на одном из них выступал Евгений Федорович Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор. С некоторыми его идеями мы хотим познакомить наших читателей...

В России любят задаваться вопросами "Кто виноват?", "Что делать?". Пытаются отыскать ответы в нестройной системе экономики, неустойчивой политике, да в чем угодно. Но у любой проблемы есть начало, так сказать, своя первопричина. Так с чего же все начинается?
Конечно, с образования. Именно от того, что человеку привили в детстве, какие знания, умения в него вложили, зависит то, каким он будет, когда вырастет. Следовательно, и то, что он сможет сделать не только для своего блага, но и для блага своей семьи, своего города, в конце концов, своей страны. Да что там знания и умения, в детстве формируется самое главное в интеллектуальной жизни человека - его мировоззрение.
Недавно в Москве проходили семинары клуба региональных журналистов "Из первых уст", на одном из них выступал Евгений Федорович Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор. С некоторыми его идеями мы хотим познакомить наших читателей.

Международные инвестиции. Роль образования
"У нас в стране, говоря об экономике образования, имеют в виду экономику учреждений образования, бухгалтерию, деньги. На самом деле экономика образования должна заниматься осмыслением роли образования в жизни общества", - говорит Евгений Сабуров.
Человек набирает знания в течение жизни, складывает их в голову, как в копилку. Обладая этим капиталом, он строит свою жизнь, используя все накопленное. Это называется теорией человеческого капитала. Именно исходя из этой теории международные фонды выделяют деньги развивающимся странам, эти инвестиции считаются самыми эффективными. Наша страна тоже получила некоторые кредиты от Мирового банка. Очень много на образование в свое время получила Индия. Но индийское правительство запротестовало. Почему?
"Вложения в образование в развивающихся странах считаются опасными, - продолжает Евгений Сабуров. - То же в России. Чем больше инвестируется в хорошее и недорогое образование у нас в стране или, скажем, в Индии, тем больше риск будущей утечки кадров за границу. Люди тянутся из развивающихся стран к будущей богатой и счастливой жизни. В некоторых странах эти опасения не оправданы. Разбогатев в США, человек с удовольствием будет вкладывать деньги в свою родную деревню в Индии".

Китайский бум. Российский облом
На чем основан китайский бум? Все инвестиции в китайскую экономику сделали китайцы, которые выехали из страны, так называемые "куацало". Но это хорошо для китайцев. Русские же поступают наоборот. Выехав из России, они пытаются поскорей забыть о своей стране и внушить такие же мысли своим детям. Для нашей страны это очень большая проблема, которая родилась не сегодня.
Ее корни - в неверной ориентации, в неверном представлении, что такое "национальная идентификация". Что такое "русский"? И как учить детей национальному самосознанию? Многие ли читали "Петербург" Андрея Белого? Да у нас в школе о нем даже не упоминают, хотя, между прочим, это один из сильнейших романов XX века...

Кто делает школьную программу?
Кто же в ответе за то, что изучают дети в школе? Кто формирует заказ на общественное образование? Субъекты федерации отвечают за зарплату учителям, муниципалитет выделяет деньги на содержание зданий, а школьной программой занимаются все вместе, по принципу "с миру по нитке". Вот и получается так, что в программу попадают совершенно неожиданные предметы - такие, как "Москвоведение", "История родного края". В развитых странах на программу обучения влияет Ассоциация выпускников - люди, которые окончили это заведение, они знают, что ребятам нужно и что востребовано. Это самая эффективная система. Нам есть над чем подумать...
В школьной программе существуют предметы, со значимостью которых не поспоришь. Это математика, физика, химия. Для большинства людей эти предметы не дают знаний и навыков, но зато серьезно тренируют мозги. Решение задач - один из основных методов обучения, без которого невозможно представить развитие логического мышления. Кроме математики есть еще и такой обязательный предмет, как обществознание, или граждановедение, он учит ориентированию в гражданском обществе. Очень важно поговорить о литературе.
"Преподавание литературы в России несет странные функции, которых нет ни в одной стране. Предмет направлен на воспитание коммуникативности, понимания друг друга. В преподавании литературы мы не можем пойти по английскому или итальянскому пути. В Англии нет экзамена по литературе, и там изучают только Шекспира, в Италии - только Данте. Целью литературы не ставится воспитание, у нас, наоборот, только литература и является воспитательной базой", - считает Евгений Сабуров.
Если экономика образования изучает роль образования в жизни человека, то в чем же эта роль состоит? И если человек учится в течение всей жизни, то когда же отдача - после смерти? Начинают возникать сомнения - так ли уж верна теория человеческого капитала. Все ли знания, которые мы получаем, нужны нам в жизни? Если раньше человек действительно копил знания и именно то, что он имеет багаж знаний, могло его дальше прокормить, то теперь это не так. Информация значительно подешевела. Информация и знания из личного ресурса переместились в общественный. Можно зайти в Интернет и найти все, что нужно. Сейчас ценятся не знания, а умение их найти, ориентация в информационном пространстве. Утверждается, что сейчас практически на любой работе человек осваивает нужные навыки в течение 3-4 месяцев, если, конечно, он вообще способен учиться.
Так зачем же тогда вообще нужны столь широкие знания?..

Антитеория человеческого капитала, или Теория сигнала
Когда человек приходит устраиваться на работу, то ничего, кроме его роста, цвета волос и глаз, работодатель не знает. Это все сигналы. Диплом тоже является одним из сигналов, не более того. Работодателя, оказывается, интересуют не знания, полученные во время учебы, а то, способен человек учиться или не способен. И диплом является сигналом к тому, что вроде бы способен. Возникает другой вопрос: почему больше ценятся дипломы престижных вузов? Туда труднее поступить, там труднее заниматься. Это сигнализирует о том, что человек амбициозен и он хочет чего-то добиться. Эта теория получила название "Теория сигнала", или "Теория фильтра". Сейчас у нее очень много сторонников среди экономистов.
Если образование - это система, связанная между собой рядом фильтров, то является ли наша система образования системой? Нет. Между школой и вузом существует разрыв. Школа не дает возможности поступить в вуз. Существование двух фильтров - одного выходного, другого входного в другую ступень - это вообще ненормальность. Каждый раз, когда возникает проблема, появляются неформальные институты: подготовительные курсы, репетиторство, взятки. Одни из них легализируются, другие незаконны. Это белый, серый и черный институты. Белый - курсы, серый - репетиторство (поскольку налоги репетиторы не платят), черный - взятки.
В такой ситуации возникают различные варианты выхода, один из них - единый государственный экзамен. Но и его оценка сейчас неоднозначна. ЕГЭ хотя и открывает дорогу провинции, но от этого в крупных городах происходит большой наплыв абитуриентов, глубинка пустеет, а горожанам становится негде учиться.

Родительские инвестиции
Среди прочих инвестиций в образование особую роль играют родительские инвестиции. Именно они показывают, как общество оценивает ту или иную ступень образования. Самое важное - образование начальное, ведь, не научившись читать и писать, человек не сможет освоить никакую науку, не сможет приспособиться к жизни. Родительские инвестиции в начальное образование составляют около 30% к бюджетным деньгам. На старшие классы - около 25%. А вот на промежуточное ни копейки не дается. Редко кого волнует, что ребенок учит и делает в средней школе.

Государственные инвестиции
ЕГЭ связан с еще одной проблемой, о которой много говорят и пишут, - это государственные именные финансовые обязательства. Что такое ГИФО? Это некоторые попытки изменить характер государственного финансирования. То есть финансировать не вуз, а студента.
"Из-за проблемы демографической ямы (резкое сокращение численности населения в стране) количество студентов в вузах скоро сравняется с числом выпускников школ, - рассказывает Евгений Федорович. - При наличии такой штуки, как ГИФО, что это означает для вузов?"
По его мнению, нам грозит реструктуризация сети. Мы столкнемся со странным явлением - банкротством вузов. Вузы, которые фактически работают на "корочку", начнут закрываться. Это проверка на эффективность достигнет своего пика где-то в 2007 году.
Россия находится в третьей группе стран по охвату детей образованием. Первая группа - это США и европейские страны. Россия же не может догнать даже Мексику. Мы выпадаем из-за дошкольного образования. Во всем мире охват детей образованием начинается с пяти лет. "У нас же детский сад - это "отстойник". Привел ребенка и спокоен, что он цел. А учат ли его чему-нибудь или нет, для нас неважно", - говорит Евгений Сабуров.
Проблем, связанных с образованием, у нас много. Некоторые из них Евгений Федорович обозначил. Одно ясно: вклады в образование должны оставаться приоритетным направлением в государственной политике. Ведь сильная нация - это образованная нация. Решение проблем российского образования - дело, требующее немалых затрат и времени. Но главной для любой страны мира, и для России с ее проблемой национальной идентификации в первую очередь, на центральном месте должна стоять проблема сохранения интеллектуального потенциала и прекращения утечки кадров за рубеж. А там, глядишь, образованные люди сумеют вывести нас на верный путь.