• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Государственного университета - Высшей школы экономики:. "Чтобы подвезти детей в школу, нужна работа команды аналитиков"

Первое сентября. 2005. № 19. 19 марта

Завершился федеральный эксперимент с длинным названием "Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". В нем принимали участие 18 регионов, 41 сельский район, 156 образовательных учреждений. Авторы эксперимента подводят итоги. Какими они их видят?

Завершился федеральный эксперимент с длинным названием "Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". В нем принимали участие 18 регионов, 41 сельский район, 156 образовательных учреждений. Авторы эксперимента подводят итоги. Какими они их видят?

- В Москве не предполагали, что именно этот эксперимент вызовет столько споров и бурных протестов. Теперь он закончен. Значит ли это, что реструктурировать сеть сельских школ больше никто не будет?
- Нет, процесс продолжается. Инициируется он, однако, не сверху. В ходе эксперимента по реструктуризации только обобщалось то, что происходило снизу, в конкретных школах. Концепция была создана в Москве, но каждый регион составлял собственную программу преобразования сети сельских школ. На практике оказалось, что инструменты, применявшиеся в ходе эксперимента, отличались от предложенных.
- Например, районные власти просто закрывали школы, где было мало учащихся...
- На первых порах мы с этим сталкивались. Хочу напомнить, что без согласия сельского схода нельзя законным образом закрыть школу. Значит, либо жители села сами признавали, что школа в этом селе больше не нужна, либо закрытие школы было незаконным. В дальнейшем таких перегибов стало меньше. В регионах началась конструктивная работа по изменению сети. В концепции эксперимента написано, что он должен проводиться с постепенным его расширением. Уже составлены программы в Ростовской и Ярославской областях, в Республике Саха (Якутия). Будут продолжать реструктуризацию Псков, Новгород, Ленинградская область.
- Почти все европейские страны проводят реструктуризацию школьной сети. Будет ли этот опыт учитываться в России - хотя бы в будущем?
- Мы с интересом изучали европейский опыт, но поняли, что к российским условиям трудно применить те формы интеграции, которые используют они. В Голландии, например, за один час десять минут можно добраться по прекрасным дорогам в любую точку страны. В России же, для того чтобы разработать эффективный маршрут подвоза школьников в одном районе, нужна работа целой команды аналитиков. Я сама видела список мельчайших деревень района, который занимает три страницы убористого текста. И в каждую из этих деревень должен завернуть школьный автобус, чтобы забрать по два-три ребенка. В таких условиях очень трудно преобразовать школьную сеть так, чтобы это устроило всех. Как правило, кто-то оказывается обижен. Другой пример. В Краснодарском крае и Республике Саха отрабатывалась идея передвижной школьной лаборатории. Оказалось, хрупкое и ломкое оборудование плохо приспособлено для перевозки нашими автобусами по нашим дорогам. Что нам придется менять: оборудование, автобусы, дороги? Электронные средства связи конечно же ситуацию бы улучшили. Но их нет. Часто в школах нет даже телевизоров, не говоря уже о телефонах. Неудивительно, что, когда мы предлагали некоторым школам методические пособия на дискетах, они просили переписать их на кассеты...
- На федеральный эксперимент были выделены немалые средства. На что они были потрачены? И на какие деньги будет в дальнейшем проводиться реструктуризация?
- Я не знаю, что будет в дальнейшем с федеральной поддержкой этого эксперимента, но хочу сказать, что денег на реструктуризацию по сравнению с другими федеральными экспериментами выделялось очень немного. Из федерального бюджета направлялись средства на повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений, на разработку нормативно-правового обеспечения, на проведение семинаров в Москве и в регионах, на создание и поддержку сайта www.ruralschool.ru, рассказывающего об эксперименте. Кроме того, финансировался мониторинг. Было выпущено много недорогих брошюр с методическими рекомендациями по шести моделям реструктуризации, которые обсуждались всеми участниками в ходе эксперимента и предложены как перспективные. Удалось также приобрести за счет федерального бюджета оборудование и укомплектовать им базовые школы.
- Пока в регионах спорили о том, закрывать или не закрывать школу в том или ином селе, в российское законодательство были внесены изменения, которые, на мой взгляд, поставили под вопрос многие достижения эксперимента...
- К сожалению, принятые изменения в законодательстве потребуют очень многих изменений. Это и 122-й, и 95-й, и 131-й законы. Благодаря им межмуниципальные, а тем более межрегиональные связи образовательных учреждений не упростились, а усложнились. Сразу возникло множество препон на пути соучредительства и ассоциирования сельских школ, создания де-юре различных ассоциаций и союзов образовательных учреждений. Соучредительство реально не допускается в бюджетных учреждениях. Оказалось, есть множество серьезных разграничений между разными уровнями бюджетной системы. Усложнилось юридическое оформление учреждения, которое включало бы в свой состав образовательные учреждения, находящиеся в ведении разных уровней. Бюджетные учреждения становятся все более жестко контролируемыми, и потому сейчас сетевое взаимодействие между ними юридически осуществляется в форме простого товарищества или договоров о совместном сотрудничестве. Иногда даже без финансовых обязательств.
- Федеральный эксперимент по реструктуризации закончился. Будут ли впредь закрываться малочисленные школы?
- Конечно, будут. Реструктуризация не имела ни малейшего отношения к закрытию школ. Школы закрываются, потому что в стране изменилась демографическая ситуация. Сходные процессы идут и в Европе. Недавно один из моих немецких коллег по этому поводу сказал: "Европейские люди не умеют или не хотят размножаться. И мы этот факт признали. В Европе существует замечательная образовательная инфраструктура: это школы, технологии, учителя. Давайте откроем наши школы для детей из других стран. Нам придется либо терять учителей, либо пустить в наши школы португальцев, сербов, хорватов, турок. Да, эти люди принесут с собой в нашу страну другой стиль жизни, другую систему ценностей. Но если это обеспечит занятость нашим учителям, давайте решимся на это".
- Как, по-вашему, они на это решатся?
- Пока думают...