• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деньги - урок - деньги Счастливые часов не наблюдают?

Вечерняя Казань. 2004. № 206. 21 декабря

...Специалисты московской Высшей школы экономики (известные в стране как разработчики механизма ЕГЭ) подготовили по заказу Минобрнауки РФ законопроект, отменяющий урочно-почасовой принцип оплаты учительского труда ("Такой диковинной штуки нет нигде в мире!") и провозглашающий для учителей твердые оклады, по аналогии с вузовскими преподавателями. "Сегодня, желая поощрить хорошего учителя, директор дает ему больше часов, в результате хороший учитель превращается в плохого, потому что вести больше 30 часов невозможно. Почасовая система снижает качество работы, выталкивает школы на шестидневку", - выступает против почасовой оплаты руководитель проекта Анатолий Пинский...

Перевести школьных учителей с почасовой на штатно-окладную форму оплаты труда предлагают реформаторы российского образования. Разработчики новой системы утверждают, что, если учителя перестанут гнаться за часами, как сейчас, нагрузка на учеников снизится, а качество образования повысится.
Специалисты московской Высшей школы экономики (известные в стране как разработчики механизма ЕГЭ) подготовили по заказу Минобрнауки РФ законопроект, отменяющий урочно-почасовой принцип оплаты учительского труда ("Такой диковинной штуки нет нигде в мире!") и провозглашающий для учителей твердые оклады, по аналогии с вузовскими преподавателями. "Сегодня, желая поощрить хорошего учителя, директор дает ему больше часов, в результате хороший учитель превращается в плохого, потому что вести больше 30 часов невозможно. Почасовая система снижает качество работы, выталкивает школы на шестидневку", - выступает против почасовой оплаты руководитель проекта Анатолий Пинский.
Заинтересованность учителей в дополнительных уроко-часах - действительно одна из причин того, что большинство российских школьников учатся шесть дней в неделю. И хотя закон позволяет школам самим устанавливать продолжительность учебной недели, учителя, чтобы заработать лишний рубль, и сами не отдыхают по субботам, и детям не дают. Правда, педагоги объясняют это тем, что нынешнюю повышенную учебную нагрузку невозможно распределить на 5 дней.
О сокращении в новом учебном году учебной нагрузки на 30 процентов и введении в школах пятидневки заявил на недавнем заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Ведь по логике, если учителя будут получать фиксированные оклады, им уже не страшно будет потерять "драгоценные" часы. Только вот о том, будет ли новая, фиксированная учительская зарплата выше теперешней, "привязанной" к часам, реформаторы почему-то умалчивают...
- Если уж мы сейчас равняемся на Запад, надо не пародировать их опыт, а перенимать так, как есть, - предлагает директор 94-й казанской школы Леонид Мурысин. - Вот в Германии... Там каждый учитель сидит на окладе, приравненном к оплате 23 учебных часов. Если педагог имеет дополнительную нагрузку, скажем, руководит методобъединением, он ведет меньше уроков, но зарплату все равно получает за те же 23 часа, это "потолок". И "потолок" этот равен примерно 3, 5 тысячи евро. При том, что квалифицированный рабочий в Германии получает 1, 5 тысячи евро. Дайте и нашему учителю за 23 часа 10 тысяч рублей, на такую систему я согласен. Но ведь не дадут... Вот на сессии горсовета рассматривали прогноз роста зарплаты по Казани на 2005 год, и учителя оказались на самом последнем месте и по величине зарплаты, и по ее росту. Это нормально?
- По-моему, разговоры об изменениях системы оплаты труда на федеральном уровне - это только разговоры, - считает председатель рескома профсоюза работников образования и науки РТ Юрий Прохоров. - Ведь по новому законодательству за зарплату бюджетников отвечают субъекты, они же устанавливают форму оплаты труда. Мы планируем заняться пересмотром системы оплаты труда бюджетников с января, собираем сейчас для этого трехстороннюю рабочую группу (минэкономики - минобрнауки - профсоюзы). Позиция профсоюзов в том, что новая система оплаты должна привести к существенному росту зарплаты, иначе ради чего менять систему? Мое мнение, что вузовский механизм оплаты абсолютно неприменим в школах.В случае его введения учитель потеряет всякую самостоятельность, возможность планировать свое время, попадет в полную зависимость к директору и будет загружен еще больше, чем сейчас. Так что мы сохраним почасовую систему и вряд ли откажемся полностью от тарифной сетки. Лучше ЕТС пока еще никто ничего не придумал, другое дело, что эту систему можно усовершенствовать, к примеру, увеличить разрыв между коэффициентами... Новая система оплаты будет введена в республике не раньше 2006 года, а с января 2005-го татарстанским учителям приходится рассчитывать лишь на 20-процентное увеличение ставок. Но есть регионы, в которых учителям обещают повышение только с 1 мая...