• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция профильного обучения: все идет по плану

Народное образование. 2004. № 1. 30 января

В четвертом выпуске журнала "НО" за прошлый год один из руководителей группы разработчиков концепции профильного обучения, советник министра образования России, директор московской школы №1060 А.А. Пинский ознакомил наших читателей с тем, в какой последовательности будет идти профилирование старшей ступени общеобразовательной школы. Тогда это был еще только план, хотя работа шла уже вовсю.
С тех пор прошел почти год. Мы вновь обратились к Анатолию Аркадьевичу с просьбой ответить на вопросы.

В четвертом выпуске журнала "НО" за прошлый год один из руководителей группы разработчиков концепции профильного обучения, советник министра образования России, директор московской школы №1060 А.А. Пинский ознакомил наших читателей с тем, в какой последовательности будет идти профилирование старшей ступени общеобразовательной школы. Тогда это был еще только план, хотя работа шла уже вовсю.
С тех пор прошел почти год. Мы вновь обратились к Анатолию Аркадьевичу с просьбой ответить на вопросы.

- Попробуем оценить реальные результаты по тем направлениям, которые тогда лишь намечались. Посмотрим, что за это время сделано по разработанный рабочей группой пунктам.
- Подвести промежуточные итоги, оценить ситуацию, особенно в таком масштабном деле, как эксперимент по профилированию, всегда полезно. Итак.
Создана нормативная база, вышли соответствующие постановления Правительства России, приказы Министерства образования РФ, утвержден "План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования" и "План-график повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения" (см. "Официальные вести" в этом номере журнала).
В десяти регионах России в экспериментальном порядке начали предпрофильную подготовку девятиклассников. В каждом из этих регионов выделены две муниципальные территории, т.е. всего примерно 18-20. Нужно было подготовить карты образовательной сети города (района), где четко указано, какие именно школы или классы профилированы. На этих картах обязательно должны быть представлены также колледжи и ПТУ, в которые ребята будут поступать после девятого класса. Четко должно быть указано: где находится образовательное учреждение, фамилия директора, когда дни открытых дверей, какие есть профильные классы, сколько до школы или профучилища километров (это особенно важно для сельских школ).
- Подготовлены эти карты?
- Да, их (в виде буклетов или брошюр) перед началом учебного года получили все девятиклассники экспериментальных школ, в которых началась предпрофильная подготовка. Так что этот пункт нашей программы выполнен полностью.
- Следующая задача предпрофильной подготовки в экспериментальных школах - профориентация, консультации специалистов, психологическая поддержка. Как идет эта работа?
- На предпрофильную подготовку выделено 100 часов в год, это всего 3 часа в неделю. Мало, конечно, но больше найти не смогли. Школьников знакомят с профессиями, которые нужны в их районах и городах, возят на предприятия; ребята ходят в интересующие их лицеи, гимназии, ПТУ. Важно, чтобы дети узнали, увидели своими глазами колледж, в который хотели бы поступить, послушали преподавателей и учеников. В школы приходят специалисты: помогают ребятам понять, насколько выбор каждого соответствует его способностям и возможностям. Ввели во всех экспериментальных школах курсы по выбору (элективные курсы): их разработали сами педагоги, методисты, причем в некоторых экспериментальных регионах уже созданы десятки самых разнообразных элективных курсов: в Кемеровской области, например, в двух муниципалитетах уже к октябрю было 150 таких курсов, помогающих ребятам определиться в выборе профиля обучения при переходе в десятый класс. Элективные курсы готовятся и по школьным предметам в углубленном, расширенном варианте, и как курсы профориентационные, знакомящие с основами будущих профессий.
- А как оплачивается разработка элективных курсов?
- Сама разработка не оплачивается, а вот за ведение такого курса учитель получает 15-процентную надбавку. Утверждается содержание элективного курса экспертным советом. Ребята с интересом, охотно занимаются на курсах, может быть, потому, что здесь действительно нет никакого принуждения: выбирай и занимайся, и чем больше курсов "пройдешь", тем легче будет выбрать профиль обучения в старших классах. Предпрофильная подготовка ведь и необходима для того, чтобы девятиклассник с большей уверенностью сделал свой жизненный и профессиональный выбор.
Сейчас, кстати, мы получили от 60 территорий заявки на участие в эксперименте. Для того чтобы все хорошо понимали, "что их ждет", провели несколько деловых игр с нынешними и будущими участниками эксперимента. "Проиграли" разные варианты, модели перехода на предпрофильное обучение, а в последней из состоявшихся деловых игр - на профильное в 10-х классах. И что характерно: никто не предлагал, чтобы переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению был отложен. Наоборот, мы почувствовали искреннюю заинтересованность и готовность работать.
Портфолио. Каждый муниципалитет создал свою модель портфолио на основе единой модели. Портфель достижений школьник начинает собирать в девятом классе: это всевозможные грамоты, свидетельства о победах на соревнованиях и олимпиадах. Собирают свои портфолио ребята очень охотно.
Собственно, все, что мы только что назвали, и составляет содержание предпрофильной подготовки, которая обязательно должна предшествовать выбору профиля и места обучения школьника в 10-11-х классах. В следующем году, когда девятиклассники экспериментальных школ перейдут в десятые классы, для них начнется профильное обучение. А с теми, кто в новом учебном году начнет учиться в девятых классах школ десяти экспериментальных территорий и с девятиклассниками школ тех 60 регионов, которые прислали заявки, начнут вести предпрофильную подготовку с учетом того опыта, который уже есть. Возможно, в следующем году в эксперименте захотят участвовать и все остальные территории: они тоже начнут с предпрофильной подготовки, а затем перейдут к профильному обучению. Так что эксперимент будет, как и намечается в постановлении Правительства России, завершен в 2006 году.
- Таким образом, эксперимент станет массовой практикой органично, без "революций"?
- Думаю, что да. Хотя, что касается революций... Экзамены после девятого класса - это в какой-то мере революция для ребят, потому что их всегда сдавали своим учителям, а теперь - централизированной муниципальной комиссии. Как будут формироваться экзаменационные комиссии - дело местных органов народного образования, но единый принцип должен соблюдаться везде: учат одни, оценивают знания - другие.
- Предпрофильную подготовку Вы назвали первым направлением профилизации школы. Вторым направлением была названа работа над стандартом.
- Стандарт разработан и одобрен на совместной коллегии Министерства образования РФ и Российской Академии образования, одобрен Федеральным координационным советом. Закон о стандарте планируется рассматривать в Думе этой весной. Несмотря на то что стандарт еще не утвержден законодательно, мы можем принять его за основу в нашей экспериментальной работе, ведь в нем уже выделено профильное обучение на старшей ступени школы. Пока нам для работы этого достаточно. Для нас не так важно, когда именно будет утвержден стандарт, гораздо важнее срок его введения - 2006 год, а это - год окончания эксперимента по профильному обучению, после чего оно должно быть введено в массовую практику.
Со стандартом, т.е. содержанием обучения, тесно связан вопрос создания учебников. Мы все понимаем, что принципиально новые учебники создать за год или два года невозможно. Надо использовать уже существующие учебники (их по каждому предмету 8-15), но это ведь не значит, что все в них следует брать как есть. Учебники разные и по объему, и по сложности. Есть из чего выбирать и для базового, и для профильного уровня. Сейчас во все издательства, издающие учебники, министерство направило письмо, в котором авторам учебников предлагается, изучив стандарт, определить, какому уровню соответствуют их учебники - базовому или углубленному, профильному. Каждый учебник должен быть дополнен рекомендациями (на вкладыше или в виде брошюрки) учителю: для какого уровня предназначен данный учебник. Эти рекомендации учителя экспериментальных школ должны получить весной - к тем учебникам, по которым учатся именно в их школах. Соответственно, уже сейчас мы собираем информацию: в какой школе по каким учебникам идут занятия. Надеемся, что к весне все школы - участники эксперимента получат рекомендации: они должны их иметь к тому времени, когда педагоги будут проходить курсы повышения квалификации.
- Создаются ли учебные программы для эксперимента?
- Да, они к весне будут готовы. Обеспечим все экспериментальные школы. Кроме того, в этом году будут готовы новые экзаменационные задания для девятиклассников по русскому языку и алгебре. Эта работа уже завершается. В феврале начинается повышение квалификации методистов по русскому языку и алгебре. По другим предметам задания остаются прежними. К 2005 году будут разработаны задания для экзаменов по выбору в 9-м классе: по истории, географии, биологии и т.д.
- А как решаются проблемы финансирования?
- Финансирование весьма ограниченное. Выделены федеральные средства на разработки по содержанию образования, частично - на повышение квалификации педагогов из регионов (оплатить проезд в один конец, проживание), оплатить создание сайта - т.е. Москва берет на себя централизованные расходы. Доплаты учителям - это вопрос, который решается на местном уровне. Но практика складывается следующая. Район вводит 15-процентные надбавки классным руководителям девятых классов, финансирует проведение курсов по выбору в разделенном на две или три группы классе. Все муниципалитеты финансируют создание карты образовательной сети, а также мероприятия на региональном уровне. Регионы включают эти расходы в местные бюджеты на 2004 год.
Где-то финансируют переход к профильному обучению больше, где-то меньше, но во всех экспериментальных районах местные власти с пониманием относятся к проблемам школ, участвующих в эксперименте. И мы надеемся и впредь на поддержку со стороны муниципальных, областных, региональных органов власти.
Деятельно участвует в подготовке к профилизации Российская академия образования. Сотрудники Академии провели экспертизу действующих учебников на соответствие новому проекту стандарта, разделили учебники на две группы: те, что можно использовать для обучения на базовом уровне, и на профильном. Оперативно подготовили разработку-модель по элективным курсам для девятиклассников, а также, совместно с министерством, разработали новый проект базового учебного плана.
...Подведем кратко итоги. Год назад, зимой 2003 года, профилизацию еще можно было назвать разве что замыслом. Сейчас уже можно сказать, что основные документы изданы, содержательная, методическая основа заложена, в экспериментальных регионах работа идет довольно успешно. Сложности?Во-первых, в сентябре начнется профильное обучение в экспериментальных классах, закончивших предпрофильную подготовку. Во-вторых, массовость эксперимента: с осени к 10 регионам прибавятся еще 60. В 70 регионах будет идти эксперимент по предпрофильной подготовке к профильному обучению. Поэтому на первый план сейчас выходит переподготовка педагогов, которые будут работать в экспериментальных классах.
- Как организована переподготовка педагогов?
- В Москве, в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования занимаются учителя-методисты из регионов. Затем они ведут занятия в своих городах и районах с педагогами, участвующими в эксперименте. С июня по октябрь прошли переподготовку уже около 800 педагогов из региональных институтов повышения квалификации, сотрудников местных органов образования. И они сейчас проводят занятия у себя в регионах - с районными методистами, которые затем занимаются со школьными педагогами. Получается такая "лестница переподготовки". До лета 2006 года должны пройти курсы переквалификации 280 тысяч человек.
- А как с оплатой профильного обучения? Останется ли оно бюджетным, т.е. бесплатным для ученика?
- А с оплатой так: все, что в рамках стандарта, оплачивается из бюджета, а все, что выходит за рамки стандарта, может рассматриваться как дополнительные образовательные услуги и должно оплачиваться родителями. Конечно, дети из малообеспеченных семей будут при этом иметь льготы или освобождены от оплаты.