• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уйдет ли в прошлое принцип "деньги за часы"?

Управление школой. 2004. № 24. 24 июня

В разгар первого летнего месяца в Москве состоялось заседание ученого совета по проблемам образования, которое провел Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Здесь был впервые озвучен проект Концепции штатно-окладной системы оплаты труда учителей, разработанной в соответствии с заданием Министерства образования рабочей группой под руководством Анатолия Пинского. В состав группы входили представители Минобразования, работники региональных управлений образования, директора школ, экономисты и юристы, специалисты в области нормирования труда.

В разгар первого летнего месяца в Москве состоялось заседание ученого совета по проблемам образования, которое провел Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Здесь был впервые озвучен проект Концепции штатно-окладной системы оплаты труда учителей, разработанной в соответствии с заданием Министерства образования рабочей группой под руководством Анатолия Пинского. В состав группы входили представители Минобразования, работники региональных управлений образования, директора школ, экономисты и юристы, специалисты в области нормирования труда.
Обсуждение проекта именно сейчас неслучайно. Ведь в 2005 году в нашей стране планируется изменение систем оплаты труда работников бюджетной сферы (упразднение Единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам).
Напомню, что главный недостаток существующей системы оплаты труда разработчики видят в экономическом стимулировании перегрузки детей, когда учитель превращается в так называемого "часодавателя". Что, разумеется, отражается на качестве образования. Среди других недостатков - отсутствие верхнего предела учебной нагрузки и системной оплаты внеурочной, внеклассной и воспитательной работы учителя.
Первоначальная экспертная оценка проекта новой концепции, проведенная рядом директоров школ, показывает, что введение новой системы может дать ряд преимуществ, но необходимо предусмотреть возможные проблемы и риски. В их числе, например, риск снижения качества преподавания при ведении одним учителем без специальной подготовки нескольких предметов и сложность с распределением урочной нагрузки по предметам с большим количеством недельных часов (русский язык, литература, математика).
Остаются пока без ответов и другие вопросы. Например, сколько учителей при сокращении в школах числа класс-комплектов останется без работы? Или, скажем, как быть с индивидуализацией обучения, за которую боролись последние 10-12 лет? Ведь при росте соотношения "учитель-ученик" (а именно это предлагают разработчики, утверждая, что пропорцию 1:11 не может себе позволить ни одна богатая страна мира, кроме бедной России) слова об индивидуальном подходе к каждому учащемуся навсегда останутся лишь благим намерением.
Возможно, к осени, когда концепция будет доработана, ряд ответов будет найден. По крайней мере надеяться на это очень хочется. А пока же предлагаем вам изучить собственно предлагаемый проект новой Концепции штатно-окладной системы оплаты труда учителей. Мы будем рады, если своими комментариями вы поделитесь с нами.
А еще мы желаем вам замечательного летнего отдыха и возвращения в свою школу с новыми силами и приятным настроением!
Редакция