• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лототрона не будет! Премии учителям школ вручат по заслугам

Вечерняя Москва. 2005. № 197. 21 октября

...А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил следующее: - "Круглый стол" проводится для того, чтобы понять, как делить деньги, выделенные Путиным на образование, - сказал он. - В России порядка 30 тысяч школ. Президент дал 10 тысяч премий. Можно, конечно, устроить лототрон или из шапки тянуть бумажки с номерами. Но лучше попросить еще 10 тысяч премий у губернаторов областей и 10 тысяч - у местного бизнеса. Тогда каждой школе достанется по 100 тысяч рублей. А уж педагогический коллектив пусть сам решает - кто у них достоин премии? Собравшимся эта идея понравилась (осталось уговорить раскошелиться губернаторов и представителей местного бизнеса)...

Еще в сентябре президент страны предложил ежегодно вручать премии в размере 100 тысяч рублей 10 тысячам лучших учителей страны. Кроме того, по 1 миллиону рублей планируется выдавать 6 тысячам учебных заведений. Отлично! Только вот по какому принципу и кому они будут вручаться?

На этой неделе в медиа-центре "Известий" прошел "круглый стол" на тему "Президентские премии для школ и учителей. Как выбрать достойных?", в котором участвовали представители Министерства образования и науки РФ, руководители средних учебных заведений, ректоры вузов, члены родительских комитетов школ и др.
Вот уж сколько людей, столько и мнений.
А потому предложений по определению критериев "Лучший учитель" или "Лучшая школа" было множество. Кто-то настаивал на исключении из потенциального списка претендентов на президентский грант директоров учебных заведений. Ему возражали: "Хорошую школу создает директор. Кому же как не ему вручать 100 тысяч рублей?" Другие говорили, что премии достойны только те, кто не менее трех лет работает в школе, ведет инновационную деятельность и имеет классное руководство. Оппоненты возмутились: талантливый педагог далеко не всегда занимается разработкой новых программ обучения! Третьи восклицали: "А как же быть учителям, работающим в коррекционных школах, с трудными подростками, с инвалидами? Какие там инновационные программы!"
А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил следующее: - "Круглый стол" проводится для того, чтобы понять, как делить деньги, выделенные Путиным на образование, - сказал он. - В России порядка 30 тысяч школ. Президент дал 10 тысяч премий. Можно, конечно, устроить лототрон или из шапки тянуть бумажки с номерами. Но лучше попросить еще 10 тысяч премий у губернаторов областей и 10 тысяч - у местного бизнеса. Тогда каждой школе достанется по 100 тысяч рублей. А уж педагогический коллектив пусть сам решает - кто у них достоин премии? Собравшимся эта идея понравилась (осталось уговорить раскошелиться губернаторов и представителей местного бизнеса).
Что же касается возможных критериев отбора лучших школ, которым президент обещает по миллиону рублей, то их предложено множество: ведение учебным заведением исследовательской и проектной деятельности, соблюдение Концепции модернизации российского образования, использование современных педагогических технологий, реализация здоровьесберегающих программ, участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, активная деятельность администрации в привлечении внебюджетных средств, развитие дополнительного образования, наличие в нем государственно-общественного управления, положительные отклики родителей в отношении педколлектива. И даже - отсутствие травм и преступлений, совершенных учащимися! Представители науки, искусства и культуры тоже активно включились в обсуждение проблемы:
Юрий Беленький, режиссер фильма "Простые истины", уверен, что выбирать лучшего педагога надо по количеству учеников, выбравших профессию по тому предмету, который преподает учитель или по количеству ребят, поступивших в соответствующие вузы.
Николай Сванидзе, телеведущий, считает, что можно оценивать результаты работы учителя по олимпиадам, конкурсам, в которых участвуют и побеждают их ученики. Но наиболее объективный критерий - успешность бывших учеников в жизни.
Наталья Крачковская, актриса, предлагает определять лучшую школу по познаниям учеников, причем по общей массе, а не по отличникам.
Виктор Мережко, драматург, говорит, что отбор не должен проводиться по критериям "совка", когда чиновники по указу ищут некую придуманную и культивированную школу. И вряд ли найдут ее где-нибудь в Анадыре, будь она хоть трижды достойна.
Ефим Рачевский, директор образовательного центра "Царицыно", полагает, что многие критерии, предложенные Минобрнауки, требуют внимательного изучения. Например, среди критериев отбора лучших учителей есть пункт согласно которому у претендентов должны быть награды за участие в профессиональных конкурсах. Но количество наград в большей степени зависит от возраста: чем старше учитель, тем больше его "послужной список".
Анатолий Пинский, руководитель рабочей группы Министерства образования и науки РФ по усилению общественного участия в управлении образованием, вспоминает, что в западных системах образования давно апробирована такая вещь, как учительское портфолио. В нем содержатся общественные оценки его работы, свидетельства об участии в различных олимпиадах, документы, подтверждающие повышение квалификации. Такое портфолио могло бы играть важную роль при определении обладателей президентской премии.
Юлия Марчук, победитель конкурса "Учитель года Москвы-2005", полагает, что оценивать деятельность учителей и школ должны их коллеги, учащиеся, родители, выпускники. А вот с оценкой чиновников я была бы крайне осторожна!..
На сегодняшний день существует два проекта: "Порядок и критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию президента" и "Порядок и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений для получения премии президента". До конца месяца Департаменту государственной политики и образования Минобразования и науки предстоит обобщить все поправки к этим документам, дополнить их, а в начале ноября положить их на стол министру Андрею Фурсенко.